голландский пастор и богослов-кальвинист. В 1604 г. поступил в Лейденский университет, где изучал теологию, философию, античную литературу, а также приобрел обширные познания в математике, химии и анатомии. Особое влияние на его формирование оказал Ф. Гомар. В 1611 г. получил место пастора во Влеймене. В 1617 г. служил пастором в Хесдене, изучал арабский и сирийский языки. В 1619 г. на Дордрехтском Синоде выступил против ремонстрантов. В 1634-1675 гг. был профессором теологии и восточных языков в академии Утрехта и пастором местной конгрегации. Во время обучения в Лейденском университете оказался в центре дискуссии Я. Арминия и Гомара о Божественной благодати и свободе человеческой воли. Он принял сторону кальвиниста-ортодокса Гомара и жестко придерживался этой позиции до конца жизни. После Дордрехтского Синода продолжал писать трактаты против ремонстрантов и социниан, защищая незыблемость кальвинистского вероучения. Принял участие в полемике с К. Янсением по вопросу о легитимности протестантской миссии на захваченных католических территориях. Посетив Англию в 1636 г., вдохновленный идеями и деятельностью пуритан, стал лидером нового движения в Голландской реформатской церкви «Дальнейшая реформация». Он выступал против ростовщичества, танцев, «неестественного» стиля причесок; призывал строго соблюдать «День Господа», но новое движение и его сторонники никогда не имели полной поддержки в церкви. В 40-х гг. XVII в. стал одним из основных действующих лиц в т. н. утрехтском кризисе – дискуссии с Р. Декартом. Написал сочинение «О природах и субстанциальных формах вещей» (1641), защищая Священное Писание и категории схоластической метафизики от идей Коперника, от атомизма и «новой философии» Декарта. В 1643 г. по просьбе богослова его ученик М. Схок опубликовал сочинение «Удивительный метод новой философии Рене Декарта» (1643). Декарт ответил «Письмом к прославленному мужу Гисберту Воэцию» (1643), где изобразил богослова политическим интриганом и ученым шарлатаном. Тот ответил на эти выпады в предисловии к «Избранным богословским рассуждениям» (1648-1669). В богословии Голландской реформатской церкви он является основателем направления «практической теологии», важнейшим компонентом которого стала «аскетическая теология».
Досье личности
ВОЭЦИЙ Гейсберт
Имя латиницей: Voetius Gisbertus
Пол: мужской
Дата рождения: 03.03.1589
Место рождения: Хесден, Голландия
Дата смерти: 01.11.1676 Возраст (87)
Место смерти: Утрехт, Голландия
Знак зодиака: Рыбы
По восточному: Бык
География: НИДЕРЛАНДЫ.
Ключевые слова: знание, идеолог, основатель, религия, философ.
Anno: 1634
Гейсберт ВОЭЦИЙ
- ГАБЕЛЕНЦ Ханс Георг Конон фон дер
- ГАДАМЕР Ганс Георг
- ГАЙМ Рудольф
- ГАЛЕВИ Иегуда
- ГАЛЕН Клавдий
- ГАЛИАНИ Фердинандо
- ГАЛИЧ Александр Иванович
- ГАМАН Иоганн Георг
- ГАМИЛЬТОН Уильям (логик)
- ГАНИВЕТ ГАРСИА Анхель
- ГАНКЕВИЧ Климентий Николаевич
- ГАНОВСКИЙ Сава Цолов
- ГАО Паньлун
- ГАРАГАШЯН Антон Мадатия
- ГАРЕН Эудженио
- ГАРОДИ Роже
- ГАРСИЯ БАККА Хуан Давид
- ГАРСИЯ БАРСЕНА Рафаэль
- ГАРТЛИ Дэвид
- ГАРТМАН Николай
- ГАРТМАН Эдуард
- ГАСРИ Малколм
- ГАССЕНДИ Пьер
- ГАУДАПАДА
- ГАЧЕВ Георгий Дмитриевич
- ГВАРДИНИ Романо
- ГВАТТАРИ Феликс
- ГВИЧЧАРДИНИ Франческо
- ГВИШИАНИ Джермен Михайлович
- ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих
- ГЕГЕСИЙ
- ГЕГЕСИН Пергамский
- ГЕЙЛИНКС Арнольд
- ГЕКАТОН Родосский
- ГЕЛЕН Арнольд
- ГЕЛИОДОР Александрийский
- ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан
- ГЕМИН
- ГЕМИСТ ПЛИФОН Георгий
- ГЕМПЕЛЬ Карл Густав
- ГЕНОН Рене
- ГЕРАКЛИД Понтийский
- ГЕРАКЛИТ Эфесский
- ГЕРАРД Кремонский
- ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих
- ГЕРДЕР Иоганн Готфрид
- ГЕРМАРХ
- ГЕРМАХ
- ГЕРМИЙ Александрийский
- ГЕРМИПП из Смирны
- ГЕРМОГЕН (философ)
- ГЕРОД Аттик
- ГЕРОН Александрийский
- ГЕРРЕС Йозеф
- ГЕРШЕНЗОН Михаил Осипович
- ГЕССЕН Борис Михайлович
- ГЕССЕН Сергей Иосифович
- ГЕТЕ Иоганн Вольфганг
- ГЕФФДИНГ Харальд
- ГИЕРОКЛ (стоик)
- ГИЕРОКЛ Александрийский
- ГИКЕТ
- ГИЛЬБЕРТ Давид
- ГИЛЬОМ из Конша