голландский пастор и богослов-кальвинист. В 1604 г. поступил в Лейденский университет, где изучал теологию, философию, античную литературу, а также приобрел обширные познания в математике, химии и анатомии. Особое влияние на его формирование оказал Ф. Гомар. В 1611 г. получил место пастора во Влеймене. В 1617 г. служил пастором в Хесдене, изучал арабский и сирийский языки. В 1619 г. на Дордрехтском Синоде выступил против ремонстрантов. В 1634-1675 гг. был профессором теологии и восточных языков в академии Утрехта и пастором местной конгрегации. Во время обучения в Лейденском университете оказался в центре дискуссии Я. Арминия и Гомара о Божественной благодати и свободе человеческой воли. Он принял сторону кальвиниста-ортодокса Гомара и жестко придерживался этой позиции до конца жизни. После Дордрехтского Синода продолжал писать трактаты против ремонстрантов и социниан, защищая незыблемость кальвинистского вероучения. Принял участие в полемике с К. Янсением по вопросу о легитимности протестантской миссии на захваченных католических территориях. Посетив Англию в 1636 г., вдохновленный идеями и деятельностью пуритан, стал лидером нового движения в Голландской реформатской церкви «Дальнейшая реформация». Он выступал против ростовщичества, танцев, «неестественного» стиля причесок; призывал строго соблюдать «День Господа», но новое движение и его сторонники никогда не имели полной поддержки в церкви. В 40-х гг. XVII в. стал одним из основных действующих лиц в т. н. утрехтском кризисе – дискуссии с Р. Декартом. Написал сочинение «О природах и субстанциальных формах вещей» (1641), защищая Священное Писание и категории схоластической метафизики от идей Коперника, от атомизма и «новой философии» Декарта. В 1643 г. по просьбе богослова его ученик М. Схок опубликовал сочинение «Удивительный метод новой философии Рене Декарта» (1643). Декарт ответил «Письмом к прославленному мужу Гисберту Воэцию» (1643), где изобразил богослова политическим интриганом и ученым шарлатаном. Тот ответил на эти выпады в предисловии к «Избранным богословским рассуждениям» (1648-1669). В богословии Голландской реформатской церкви он является основателем направления «практической теологии», важнейшим компонентом которого стала «аскетическая теология».
Досье личности
ВОЭЦИЙ Гейсберт
Имя латиницей: Voetius Gisbertus
Пол: мужской
Дата рождения: 03.03.1589
Место рождения: Хесден, Голландия
Дата смерти: 01.11.1676 Возраст (87)
Место смерти: Утрехт, Голландия
Знак зодиака: Рыбы
По восточному: Бык
География: НИДЕРЛАНДЫ.
Ключевые слова: знание, идеолог, основатель, религия, философ.
Anno: 1634
Гейсберт ВОЭЦИЙ
- АСТРАДА Карлос
- АТКИНСОН Уильям Уокер
- АТТАЛИ Жак
- АТТИК (философ)
- АФАНАСЬЕВ Виктор Григорьевич
- АФИНЕЙ Механик
- АХАНДА-ЭССОМБА Оноре Годфруа
- АХЕНВАЛЛЬ Готфрид
- АХМАНОВ Александр Сергеевич
- АХОЛА-ВАЛО Александр
- АШВАГХОША
- АЯНДЕЛЕ Эммануэль Аенканми
- БААДЕР Франц Ксавер фон
- БАГГЕСЕН Енс
- БАЗАР Сент-Аман
- БАЗАРОВ Владимир Александрович
- БАЛАСАГУНИ Юсуф Хасс Хаджиб
- БАЛЛАНШ Пьер Симон
- БАНЗЕН Юлиус
- БАР-ЭБРЕЙ Григорий
- БАРБЕР Теодор Ксенофон
- БАРРЕДА Габино
- БАРРЕТУ ДИ МЕНЕЗИС Тобиас
- БАСТИД Роже
- БАТЛЕР Джозеф
- БАТТЕ Шарль
- БАУМГАРТЕН Александр Готлиб
- БАУЭР Бруно
- БАХМАНЯР Абдуль Гасан Марзубан оглы
- БАХНУНД ибн Сухвана
- БАХТИН Михаил Михайлович
- БАШЛАР Гастон
- БЕВИЛАКУА Кловис
- БЕЗАНТ Анни
- БЕЙЛЬ Пьер
- БЕЙТСОН Грегори
- БЕККЕР Балтазар
- БЕКМАН Исаак
- БЕЛЛ Джон Стюарт
- БЕЛОБОЦКИЙ Андрей
- БЕМЕ Якоб
- БЕН ШЕНЕБ Мухаммед
- БЕНТАМ Иеремия
- БЕНЬЯМИН Вальтер
- БЕРГАМО Гаспарен де
- БЕРГСОН Анри
- БЕРДЯЕВ Николай Александрович
- БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ
- БЕРЖЬЕ Жак
- БЕРИГАР Клод
- БЕРК Эдмунд
- БЕРКЛИ Джордж
- БЕРЛИН Исайя
- БЕРНАРД ШАРТРСКИЙ
- БЕРНАРДЕН ДЕ СЕН-ПЬЕР Жак Анри
- БЕРРОУЗ Джон
- БЕТ Эверт Виллем
- БЕТТИ Эмилио
- БЖОЗОВСКИЙ Станислав Леопольд
- БИАНТ Приенский
- БИБИХИН Владимир Вениаминович
- БИККЕНИН Наиль Бариевич
- БИЛЛАНД Герардус
- БИНСВАНГЕР Людвиг