Досье личности

Ценность: 2,571 (14)

Симпатия: 2,714 (14)

дата обновления - 2007-11-16

просмотров - 6

ВЕРМЕЕР Ян

Другое имя: Ян ван дер Меер ван Делфт; Дельфтский

Имя латиницей: Vermeer van Delft

Пол: мужской

Дата рождения: 31.10.1632

Место рождения: Делфт, Голландия

Дата смерти: 15.12.1675 Возраст (43)

Место смерти: Делфт, Голландия

Знак зодиака: Скорпион

По восточному: Обезьяна

География: ЕВРОПА, НИДЕРЛАНДЫ.

Ключевые слова: живопись, искусство, художник.

Anno: 1662

Ян ВЕРМЕЕР

голландский живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Родился в семье предпринимателя, производившего шелк для портьер и обивки мебели, а также торговавшего картинами. Живя в кальвинистской, но относительно веротерпимой стране, был, вероятно, католиком, приняв исповедание своей жены К. Больнес. В 1662-1671 гг. состоял деканом гильдии делфтских художников. Работал медленно (от него дошло немногим более 30 картин), для поддержания огромной семьи из 11 детей вынужден был к концу жизни по примеру отца заняться антикварной торговлей. Работал в Делфте, сложился как художник под влиянием К. Фабрициуса. Небольшие интимные картины из жизни горожан: «Девушка с письмом», «Бокал вина», пейзажи: «Вид Делфта», «Улочка» отличаются поэтическим восприятием повседневной жизни, классической ясностью композиции, богатством и тонкостью колорита, живой вибрацией света и воздуха. Редкие для него по теме картины: мифологическая – «Диана с нимфами» (Маурицхейс, Гаага) и евангельская – «Христос у Марфы и Марии» (Национальная галерея, Эдинбург) свидетельствуют о влиянии итальянского барокко. Картина «У сводни» (1656, Картинная галерея, Дрезден) являет уже раннюю зрелость мастера. К лучшим картинам на бытовую тему относятся «Девушка с письмом» (Дрезденская картинная галерея), «Женщина у окна» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Солдат и смеющаяся женщина» (Собрание Фрик, Нью-Йорк), «Дама, примеряющая ожерелье» (Картинная галерея, Берлин-Далем). Даже, казалось бы, «чистый», совсем уже не галантный жанр: «Служанка с кувшином молока» (Государственный музей, Амстердам), «Кружевница» (Лувр) полон у Вермеера обаяния несказанной тайны, достигающей особой, аллегорической сложности в «Мастерской живописца» (Художественно-исторический музей, Вена). Вероятно, применяя, как и многие его современники, камеру-обскуру, Вермер достиг в своих городских видах; их всего два – «Улочка» (Государственный музей, Амстердам) и «Вид Дельфта» (Маурицхейс, Гаага) удивительной, почти фотографической объективности, соединив ее с привычной своей мягкой поэзией. Также к бытовым портретам относятся полотна «Девушке с жемчужиной» (там же), более поздние «Географ» (Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне) и «Астроном» (Собрание Ротшильд, Париж). Воздействие образов Вермеера усилилось после его нового открытия в середине ХIХ в., захватив не только изобразительное искусство, но и литературу (память о нем, в частности, воплощает фигура художника Эльстира из эпопеи М. Пруста «В поисках утраченного времени»).

Медиа (5)

Ян ВЕРМЕЕР в фотографиях:

Связи (7)
Источники (3)
  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
  • Большая советская энциклопедия. 3-е издание
  • http://ru.wikipedia.org
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх