древнегреческий поэт, элегик. Античные источники называют его местом рождения, наряду со Спартой, Афины или Милет. Легенда гласила, что он был хром и преподавал в афинской школе. Во время II-й Мессенской войны спартанцы получили из Дельф предсказание, что они победят только тогда, когда их вождем станет афинянин. Неприязненно настроенные к Спарте афиняне прислали Тиртея в качестве вождя. Но его физические недостатки заслонил его поэтический талант. Своими элегиями он поднял спартанцев на борьбу, и они покорили свободолюбивых мессенцев. В настоящее время считается, что его родиной все же была Спарта. Поэтому он мог так хорошо понимать ее дух и потребности. Легенды о рождении в Милете или Афинах объясняются как традиционным ионийским диалектом его элегий, так и тем фактом, что никогда позже Спарта не породила ни одного поэта. Элегии Тиртея делятся на пять книг. Сохранилось примерно 150 стихов. Большую их часть составляют воинские элегии, где он говорит о славе, которую добывает смелый воин при жизни и после геройской смерти, а затем противопоставляет этой картине унизительную судьбу побежденных, скитания лишенных крова и родины. Он дает также тактические указания. В самой длинной элегии он размышляет над иерархией ценностей в жизни человека, и превыше всего – превыше физической силы и побед на играх, выше красоты, богатства, власти и всего остального – он ставит воинскую доблесть, которая одна только достойна мужа. Все, что он пишет в итоге сводится к одному: стремлению несгибаемо стоять в первом ряду и, хотя бы ценой жизни, сразиться за победу. Об этом же он говорит, вспоминая прошлое Спарты, когда в элегии, названной древними Эвномия, прославляет ее государственное устройство, нерушимое и прекрасное, ибо оно установлено согласно пророчеству Аполлона Дельфийского. В элегиях Тиртея, в отличие от Илиады Гомера, уже не столь важна слава отдельной личности, героя, блестящие подвиги которого отодвигают в тень всех остальных, а в большей степени речь идет о формировании боевого единства, где личность связана с остальными, и только жертва, принесенная на алтарь общего дела заслуживает бессмертной памяти. Таким образом, он указывает на переход от героической родовой этики к новой, подчиняющей личность государству. Язык и стиль поэта близки к эпической традиции. В сохранившихся фрагментах мы видим многочисленные словесные пересечения с поэмами Гомера. Мотивы воинских элегий напоминают о Каллине.
Досье личности
ТИРТЕЙ
Другое имя: Тертей
Имя латиницей: Tyrtaeus
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.691 до н.э.
Место рождения: Спарта, Греция
Дата смерти: реконструировано 00.00.627 до н.э. Возраст (64)
Место смерти: Спарта. Греция
Знак зодиака: Неизвестно
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: литература, поэт.
Anno: -0655
ТИРТЕЙ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://ru.wikipedia.org
- http://dic.academic.ru
- http://www.parta.com.ua
- АРИСТОТЕЛЬ
- ПЛАТОН (философ)
- ЕВКЛИД
- ДЕМОКРИТ
- АРХИМЕД
- АЛЕКСАНДР Македонский
- ПИФАГОР Самосский
- ЕВРИПИД
- СОКРАТ
- ГЕРАКЛИТ Эфесский
- ПЛУТАРХ
- АРИСТОФАН (драматург)
- ДЕМОСФЕН (полководец)
- ДЕМОСФЕН (оратор)
- ДИОГЕН Синопский
- ГОМЕР
- ПРОТАГОР из Абдер
- ЗЕНОН из Китиона
- ГЕРОДОТ
- ГЕРОН Александрийский
- ФАЛЕС Милетский
- ЭМПЕДОКЛ из Агригента
- ЛИКУРГ Лакедемонский
- АНТИСФЕН из Афин
- ТЕОФРАСТ
- САПФО
- ЭПИКУР
- ЭЗОП
- ДИОФАНТ Александрийский
- ЗЕНОН из Элеи
- ФУКИДИД (историк)
- АНАКСАГОР из Клазомен
- ДИОГЕН Лаэртий
- ЭСХИЛ
- ПИФЕЙ из Массалии
- ГИППОКРАТ (врач)
- ПОСИДОНИЙ
- СОФОКЛ
- ПАНЕТИЙ Родосский
- КСЕНОФОНТ
- ФИДИЙ
- ПЕРИКЛ
- АЛКИВИАД
- ЭПИКТЕТ (философ)
- ПТОЛЕМЕЙ Клавдий
- АНАКСИМЕН
- АГАМЕМНОН
- ДЕМЕТРИЙ из Алопеки
- КЛИСФЕН
- БИАНТ Приенский
- ИОН Хиосский
- АВТОЛИК из Питаны
- ОЛЕН
- ЭРИННА
- АФИНЕЙ
- АНТЕНОР (скульптор)
- СОЛОН
- ЕВФРОНИЙ
- ЗОИЛ
- СИМОНИД Кеосский
- КРАТЕТ Фиванский
- КЛЕОН
- ГИППИЙ Писистрат
- АПЕЛЛЕС