византийский христианский историк греческого происхождения, автор «Церковной Истории» в 7 книгах. Уже в античные времена не существовало никаких сведений о его биографии кроме фактов, упомянутых им самим в «Церковной Истории», произведения, созданного по образцу одноименного труда Евсевия Кесарийского, где активно очерчивается роль императора в церковных делах, и светским проблемам уделяется такое же внимание, как и религиозным. Учителями Сократа, судя по его упоминаниям, были грамматики по имени Элладий и Аммоний, прибывшие в Константинополь из Александрии, где они были языческими жрецами. Восстание, сопровождавшееся разгромом храмов, принудило их к изгнанию. Этот разгром, во время которого, в частности, был разрушен храм Серапеум, относится примерно к 391 г. По-видимому, он принадлежал к состоятельному сословию, поскольку имел возможность получить прекрасное образование. Он изучал грамматику, риторику, библейскую экзегезу, отлично знал латинских авторов. Учился ли в дальнейшем Сократ у софиста Троила, до конца не доказано. В последующие годы он путешествовал, посетив, помимо всего прочего, Пафлагонию и Кипр. Так же нет информации о профессии Сократа. Предполагают, что он не был священником, что мотивируется его либеральным богословием; не мог быть и чиновником, поскольку в его сочинении нет характерного для таких авторов панегирических описаний императорских деяний – хотя при этом к существующему порядку вещей он испытывает явную симпатию. Судя по тексту предполагают, что он был юристом, вдобавок, титул «Схоластик» дает многим повод видеть в нем «адвоката» (но патриарх Фотий демонстративно опускает это прозвище). Образование, полученное у языческих грамматиков, было причиной уважения Сократа к греческой языческой науке; он охотно изучал – хотя и критиковал, защищая христианство, – сочинения Юлиана и Ливания; из более древних писателей, он, как это показано Бауром и Гарнаком, уважал особенно Фукидида, которому старался подражать в складе речи и в композиции. Христианских авторов он начал изучать лишь в то время, когда уже приступил к написанию своей церковной истории. Он читал и знал Евсевия, Филосторгия, Руфина, Савина, Афанасия Великого, «Акты» Архелая, «Якорь» св. Епифания, сочинения Георгия Лаодикийского, рассказы о монашестве Евагрия и Палладия, сочинения еретика Нестория. Оригена он знал недостаточно, не столько по его сочинениям, сколько по апологии, писанной его другом Памфилом. Сочинения отцов церкви – каппадокийцев (Василия Великого, двух Григориев – Богослова и Нисского) он читал мало, что отзывается на его истории весьма невыгодно. Из древней, дооригеновской христианской литературы Сократ знает лишь имена Климента Александрийского, Иринея Лионского, Аполлинария Иерапольского. Был самоучка в богословии и не имел твердых и устойчивых понятий об истинном учении церкви. Ему нравились остроумные и глубокомысленные рассуждения ученых еретиков, например Филосторгия и особенно Савина, епископа ираклийского. При всей своей осторожности, он много пользуется их сведениями и суждениями (оба их сочинения дошли до нас в целом виде).
Досье личности
СОКРАТ СХОЛАСТИК
Имя латиницей: Socrates of Constantinople
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.380
Дата смерти: реконструировано 00.00.439 Возраст (59)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Дракон
География: ВИЗАНТИЯ, МАЛАЯ АЗИЯ.
Ключевые слова: знание, историк, наука, религия.
Anno: 0420
СХОЛАСТИК СОКРАТ
- АРСАКИЙ (архиепископ Константинопольский) (322 - 405)
- АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (295 - 373)
- ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329 - 379)
- ГЕЛИОДОР (270 - 330)
- ГИПАТИЯ (370 - 415)
- ГРИГОРИЙ Богослов (325 - 389)
- ГРИГОРИЙ Нисский (335 - 394)
- ЕВГЕНИЙ (император) (345 - 394)
- ЕВСЕВИЙ Кесарийский (260 - 339)
- ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ (130 - 200)
- КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Тит Флавий (150 - 215)
- ЛИБАНИЙ (314 - 393)
- НЕКТАРИЙ (архиепископ Константинопольский) (328 - 397)
- НЕСТОРИЙ (патриарх Константинопольский) (381 - 451)
- ОРИГЕН (185 - 254)
- ПУЛЬХЕРИЯ (399 - 453)
- СИСИНИЙ I (архиепископ Константинопольский) (352 - 427)
- ФЛАВИЙ АРБОГАСТ (345 - 394)
- ФОТИЙ I (патриарх Константинопольский) (810 - 890)
- ФУКИДИД (историк) (462 до н.э. - 403 до н.э.)
- НИКОЛАЙ II Хрисоверг (патриарх Канстантинопольский)
- НИКОЛАЙ III (патриарх Константинопольский)
- НИКОЛАЙ IV (патриарх Константинопольский)
- НИКОЛАЙ Мистик (патриарх Константинопольский)
- НИФОНТ I (патриарх Константинопольский)
- НИФОНТ II (патриарх Константинопольский)
- ОРИБАСИЙ
- ПАВЕЛ I (архиепископ Константинопольский)
- ПАВЕЛ IV (патриарх Константинопольский)
- ПАВЕЛ Эгинский
- ПАЛЛАД
- ПЕРТИНАКС (епископ Византийский)
- ПЛУТАРХ (епископ Византийский)
- ПЛУТАРХ Афинский
- ПОЛИЕВКТ (патриарх Константинопольский)
- ПОЛИКАРП I (епископ Византийский)
- ПОЛИКАРП II (епископ Византийский)
- ПРОКЛ (архиепископ Константинопольский)
- ПРОКЛ Диадох
- ПРОКОПИЙ Кесарийский
- ПУЛЬХЕРИЯ
- РОМАН I Лакапин
- РОМАН II Младший (Византия)
- РОМАН III Аргир
- РОМАН IV Диоген
- РОМАН Сладкопевец
- СЕДЕКИОН (епископ Византийский)
- СЕРАФИМ II (патриарх Константинопольский)
- СЕРГИЙ I (патриарх Константинопольский)
- СЕРГИЙ II (патриарх Константинопольский)
- СИНЕЗИЙ Киренский
- СИРИАН Александрийский
- СИСИНИЙ I (архиепископ Константинопольский)
- СИСИНИЙ II (патриарх Константинопольский)
- СОКРАТ СХОЛАСТИК
- СОФИЯ Палеолог
- СТАВРАКИЙ
- СТЕФАН I (патриарх Константинопольский)
- СТЕФАН II (патриарх Константинопольский)
- СТОБЕЙ
- ТАРАСИЙ (патриарх Константинопольский)
- ТИБЕРИЙ II Константин
- ТРИФОН (патриарх Константинопольский)
- ФЕОДОР I Ласкарис
- ФЕОДОР II (патриарх Константинопольский)
- ФЕОДОР II Ласкарис
- ФЕОДОРА
- ФЕОДОРА (Византия)
- ФЕОДОРА (супруга Феофила)
- ФЕОДОСИЙ I (патриарх Александрийский)
- ФЕОДОСИЙ II
- ФЕОДОСИЙ III
- ФЕОДОТ I (патриарх Константинопольский)
- ФЕОФАН Исповедник
- ФЕОФИЛ (император)
- ФЕОФИЛ Эдесский
- ФЕОФИЛАКТ (патриарх Константинопольский)
- ФИЛИППИК
- ФИЛОФЕЙ (патриарх Константинопольский)
- ФЛАВИАН (патриарх Константинопольский)
- ФЛАВИЙ МАРКИАН
- ФОКА
- ФОМА I (патриарх Константинопольский)
- ФОМА Славянин