Досье личности

Ценность: 1,5 (12)

Симпатия: 1,5 (12)

дата обновления - 2021-12-02

просмотров - 2

ШМИТ Фёдор Иванович

Другое имя: Федор Карл Эрнест Шмидт

Имя латиницей: Schmidt

Пол: мужской

Дата рождения: 03.05.1887

Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя

Дата смерти: 03.12.1937 Возраст (50)

Место смерти: Ташкент, СССР

Знак зодиака: Телец

По восточному: Свинья

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, СССР, УЗБЕКИСТАН, УКРАИНА.

Ключевые слова: AC_автор, xAD, архитектор, дизайнер, жертва, живопись, искусство, историк, литература, наука, основатель, пионер.

Anno: 1925

Фёдор Иванович ШМИТ

российский и советский византолог, археолог, музеевед, искусствовед, теоретик искусства. Действительный член АН Украинской ССР (с 1921). 

Получил образование в немецкой классической гимназии им. Св. Екатерины в Петербурге (1886—1894). В 1895 поступил на историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. Работал в Русском археологическом институте в Константинополе (ученый секретарь 1908—1912). Окончил Петербургский университет (1912). С 1912 профессор Харьковского университета, заведующий музейной секции Всеукраинского комитета охраны памятников старины Наркомпроса УССР (1919 — 1920), в 1921 — 1924 в Киеве, председатель Археологической комиссии и других учреждений ВУАН. С конца 1924 года профессор Ленинградского государственного университета и директор Государственного института истории искусств (1925-1928). Выдающийся исследователь архитектуры и живописи Византии, балканских стран, стран Ближнего Востока и в частности Киевской Руси. Ф. И. Шмит — создатель оригинальной «теории прогрессивного циклического развития искусства».

Труды по теории и истории искусства: «Искусство, его психология, его стилистика, его эволюция» (Харьков, 1919), «Искусство старой Руси-Украины» (Харьков, 1919), «Исторические, этнографические, художественные музей. Очерк истории и теории музейного дела». (Харьков, 1919), «Психология рисования» (Киев, 1921), «Памятники древнерусского искусства» (1922), «Искусство как предмет обучения» (Киев, 1923) и другие. В статье «Заметки о поздневизантийских храмовых росписях» (Византийский временник, № 22. 1916, стр. 101—102) Ф. И. Шмит писал, что историкам необходимо «восстановить, насколько теперь ещё возможно, вычеркнутые киевскими грекофилами главы русской истории».

26 ноября 1933 г. он был арестован в Ленинграде по «делу РНП» (ст. УК58–10, 11). Ф. Шмит обвинялся в осуществлении руководства «украинским филиалом организации», готовившим вооруженное восстание с целью отторжения Украины и присоединения ее к Германии. Он был осужден на пять лет ИТЛ с заменой высылкой в Казахстан (Акмолинск) на тот же срок. В Акмолинске Ф. Шмит был лишен возможности работать, числился статистиком Стройконтроля, некоторое время преподавал историю и географию в средней школе. В 1935 г. Ф.И. Шмита перевели в Ташкент, где он был принят в Государственный музей искусств УзбССР на должность научного консультанта по вопросам русского и европейского искусства, занимался изучением художественной культуры Средней Азии. Два последних года Ф. Шмита поддерживала любая возможность работы по специальности. В Ташкенте Шмит писал научные статьи, участвовал в организации и проведении художественных выставок, добился разрешения на поездку в Самарканд, где исследовал архитектурный ансамбль Регистан, купол мавзолея Гур-Эмир. Он с азартом взялся за составление каталога художественного музея в Ташкенте, который так и не был опубликован. В 1937 г. Ф. Шмит уволен с последнего места работы. По доносу в НКВД о «контрреволюционном» характере прочитанных им лекций вновь арестован и приговорен к расстрелу.

Медиа (0)
Связи (5)
Источники (2)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх