Досье личности

Ценность: 1,538 (13)

Симпатия: 1,538 (13)

дата обновления - 2021-12-13

просмотров - 6

ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Васильевич

Имя латиницей: Lunacharskij Anatolij Vasil`evich

Пол: мужской

Дата рождения: 23.11.1875

Место рождения: Полтава, Украина

Дата смерти: 26.12.1933 Возраст (58)

Место смерти: Ментона, Франция

Знак зодиака: Скорпион

По восточному: Свинья

География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ, СССР.

Ключевые слова: AC_автор, автор, академик, драматург, критик, литература, писатель, политика, публицист.

Anno: 1930

Анатолий Васильевич ЛУНАЧАРСКИЙ

российский политический и государственный деятель, публицист, литературный и театральный критик, драматург, академик АН СССР (1930). Член Российской социал-демократической рабочей партии с 1895 г. В 1895-1896 гг. учился в Цюрихском университете. В 1902-1903 гг. публиковал театральные рецензии в газете «Северный край» (Ярославль). В 1904 г. вел театральный отдел в газете «Киевские отклики». Выступал за социально активный театр, способствующий «полноте жизни» и духовному здоровью народа. Интерес к живой сценической практике был неотрывен у него от разработки общеэстетической проблематики («Основы позитивной эстетики», 1904) и публицистические заострения функции театра («О художнике вообще и некоторых художниках в частности», 1903). В 1904-1907 гг. член редакции большевистских газет «Вперед» и «Пролетарий». Выступал за искусство, связанное с «классовыми интересами» пролетариата («Диалог об искусстве», 1905; «Задачи социал-демократического художественного творчества», 1907). Автор работ о драматургии М. Горького, Л. Н. Андреева и др. Театру посвящены программные статьи – «Театральные впечатления» (1905) о системе звезд-гастролеров и режиссуре итальянской сцены и «Заметки философа. Еще об искусстве и революции» (1906). В 1911-1915 гг. в газете «Киевская мысль», «День», в журнале «Театр и искусство» публиковал литературные и театральные обзоры. В 1912 г. вышел сборник пьес «Идеи в масках» (ставились на сценах театров «Летучая мышь» и «Привал комедиантов»). В 1917-1929 гг. нарком просвещения. Автор декрета «Об объединении театрального дела» (1919). Председатель Центротеатра (1920). Доминирующей особенностью его театральной деятельности в этот период было внутреннее единство и взаимопроникновение ее отдельных сторон – организационной, теоретической, критической, творческой, связь театральной политики с аналитическим осмыслением сценической практики, конструктивное участие в живом театральном процессе. Его критические отклики характеризовались широтой жанрового диапазона (рецензии, портреты, обзоры сезонов, выступления и доклады, беглые зарисовки и проблемные статьи, предисловия к исследованиям и мемуарам, и пр.) и многообразием имен и явлений, попавших в сферу его внимания (К. С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, А. Я. Таиров, А. И. Южин, П. Н. Орленев, М. А. Чехов, И. Н. Певцов, ТРАМ, японский театр Кабуки, драматургия Б. Шоу, Л. Пиранделло и мн. др.). Настойчиво отвергая возникшую во 2-й половине 1920-х гг. тенденцию к регламентации искусства, опасаясь, что историческое взаимодействие различных театральных систем может быть искусственно нарушено в пользу одной из них, стремился уберечь отечественный театр от нормативных канонов. Автор пьес «Фауст и город» (1920, Акдрама), «Оливер Кромвель» (1921, Малый театр), «Яд» (1925, Акдрама) и др.

Афоризмы (14)
Медиа (0)
Связи (45)
Источники (3)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх