китайский философ и поэт, основоположник нумерологического направления в неоконфуцианстве. Один из к «пяти сунских мудрецов» наряду с Чжоу Дуньи, Чжан Цзаем, Чэн И и Чэн Хао. Выходец из семьи ученого Шао Гу. Сначала обучался у отца. В 1020 г. переехав в Гунчэн, где в 1032 г. начал осваивать «Канон перемен» под руководством ученого Ли Чжицая. Одновременно с этим занимался самообразованием, по многу раз переписывал фрагменты «Чжоу-и» («Чжоуские перемены») и развешивал их по стенам своего обиталища, даже не заботясь о сне и отдыхе. В конце 1040-х гг. переехал в Лоян. При императоре Жэнь-цзуне в конце 1050-х – начале 1060-х гг. неоднократно призывался на государственную службу, а именно на невысокие административные должности в провинции, но никогда не соглашался. Вел уединенный образ жизни, занимался научным трудом и литературной деятельностью. Был противником реформ Ван Аньши. В 1062 г. уехал из Лояна и некоторое время путешествовал. Дружил с Сыма Гуаном, общался с основоположниками неоконфуцианства – Чжан Цзаем, Чжоу Дуньи и братьями Чэн (Чэн И, Чэн Хао).
Среди трудов: «Ичуань цзи жан цзи» («Собрание сочинений игравшего в городки в Ичуани»), «Юйцяо вэньдуй» («Диалог рыбака и дровосека»), «Хуан цзи цзин ши» («Предел-владыка, правящий миром»). Последний трактат состоит из двух частей: «Гуань у нэй пянь» («Внутренние главы о созерцании вещей») и «Гуань у вай пянь» («Внешние главы о созерцании вещей»), авторство второй части приписывается ученикам философа. Разрабатывал вопрос о роли человека в процессе космогенеза, занимавший центральное место в неоконфуцианском философском дискурсе. Особое положение человека в мироздании осмыслял просто как предел эволюции «жизненной силы» без отождествления одного из моментов в человеческом существе с космологической реальностью. Связал даосские космогонические построения с учением Мэн Кэ о познании, создав целостное учение о «прежденебесной» структуре Вселенной. Свое учение называл «учением об образах и числах» (по аналогии с одним из направлений ицзинистики), а также «учением о прежде-небесном» – целостное учение об идеальной («прежденебесной» – «сянь тянь») структуре Вселенной, единосущной человеческому сознанию и психике («синь» – «сердцу») и выраженной в системе нумерологических соответствий. Считал «числа» («шу») и «образы» («сян»), воплощенные в графических схемах – триграммах и гексаграммах «Чжоу-и», абсолютно адекватными выражениями всех вещей и явлений, при этом числа первичны – они «рождают символы».
Славился еще и способностями к гаданию по «Канону перемен». Разработал ряд различных методов прогнозирования т. н. «гадание мэйхуа по "И цзину"» (или «мэйхуа ишу»), по аналогии с одним из направлений ицзинистики. Различал «Прежденебесный» (по Фу Си) и «Посленебесный» (по Вэнь-вану) порядок триграмм. Гадать можно было по-разному – сначала производить математические вычисления и определять гексаграмму, текст которой мог быть прочитан непосредственно в «Каноне перемен». Или сначала вычислить две триграммы в соответствии с образами и сторонами света (например, юноша ассоциируется с триграммой «гэнь», бык – с «кунь», а юг – с триграммой «ли»), после чего составить из этих триграмм гексаграмму, а потом произвести некоторые математические расчеты.
Посмертно ученому было присвоено звание «чжуцзолана» (начальника составительского бюро) в Императорской библиотеке. При императоре Чжэ-цзуне ему было даровано посмертное имя Канцзе («Безмятежный и Воздержанный»), о присуждении которого ходатайствовал сын Оуян Сю – Оуян Фэй. Взгляды мыслителя оказали большое влияние на развитие нумерологической методологии науки и философии в позднесредневековом Китае, в т. ч. отразились в теории классической китайской медицины. Согласно «Британской энциклопедии»: «Математические идеи Шао Юна подтолкнули европейского философа Г. Лейбница на создание двоичной системы исчисления, которая основывается всего лишь на двух цифрах».