древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине V в. до н. э. Наряду с Фидием один из двух лучших мастеров греческой скульптуры эпохи классики. Любил изображать атлетов в состоянии покоя, специализировался на изображении спортсменов, олимпийских победителей. Как пишет Плиний, он первым додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Поликлет умел показывать человеческое тело в состоянии равновесия – человеческая фигура в покое или медленном шаге кажется естественной благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны. Его самое знаменитое произведение – Дорифор (Копьеносец, 450-440 гг. до н. э.). Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли «каноном Поликлета», тем более что «Каноном» назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной неравномерности движения тела (правая сторона, то есть опорная нога и опущенная вдоль тела рука, статичны и напряжены, левая, то есть оставшаяся сзади нога и рука с копьем, расслаблены, но в движении). Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы. Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется одной седьмой от высоты тела, расстояние от глаз до подбородка – одной шестнадцатой, высота лица – одной десятой. В своем «Каноне» Поликлет уделял большое внимание пифагорейской теории золотого деления (вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей). Например, весь рост «Дорифора» относится к расстоянию от пола до пупка, как это последнее расстояние – к расстоянию от пупка до темени. При этом скульптор отказывался от золотого деления, если оно противоречило естественным параметрам человеческого тела. В трактате воплощаются также теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. «Дорифор» – ранний пример классического контрапоста (от итал. contrapposto – противоположность), приема изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части. Иногда эту статую также называли «Канон Поликлета», даже предполагали, что Поликлет исполнил статую для того, чтобы другие пользовались ею как образцом.
Досье личности
ПОЛИКЛЕТ Старший
Другое имя: Поликлет из Аргоса
Имя латиницей: Polykleitos; Polyklitos; Polycleitus; Polyclitus
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.481 до н.э.
Дата смерти: реконструировано 00.00.424 до н.э. Возраст (57)
Знак зодиака: Неизвестно
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: искусство, скульптор.
Anno: -0450
ПОЛИКЛЕТ Старший
ПОЛИКЛЕТ Старший в фотографиях:
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.krugosvet.ru
- http://abdulalhazred.narod.ru
- http://elite-home.narod.ru
- НДИАЙ Ибрахим
- НЕВЕЛЬСОН Луиза
- НЕИЗВЕСТНЫЙ Эрнст Иосифович
- НЕРОДА Георгий Васильевич
- НЕСЫТОВ Максимилиан Владимирович
- НИКОГОСЯН Николай Багратович
- НИКОЛАДЗЕ Яков Иванович
- НИКОЛОВ Андрей
- НИЛЬСЕН Кай
- НОВИКОВ Анатолий Семенович
- НОЛЬДЕ Эмиль
- НУНЬЕС ДЕЛЬ ПРАДО Марина
- НЬЕВЕРКЕРКЕ Альфред Эмилиан
- НЬЮМЕН Барнетт
- ОБЕР Артемий Лаврентьевич
- ОЛЕЙНИК Алексей Прокофьевич
- ОЛЬДЕНБУРГ Клас
- ОНАТ (скульптор)
- ОНОБРАКПАЙЕ Брус
- ОПЕКУШИН Александр Михайлович
- ОРДОНЬЕС Бартоломе
- ОРКАНЬЯ
- ОРЛОВ Сергей Михайлович
- ОРЛОВСКИЙ Борис Иванович
- ПАЖУ Огюстен
- ПАПА ИБРА ТАЛЛ
- ПАРЛЕР Петр
- ПАСИТЕЛЬ
- ПАССЕР Арент
- ПАУЭРС Хирам
- ПАХЕР Михаэль
- ПАЦАИ Пал
- ПЕОНИЙ
- ПЕРМОЗЕР Бальтазар
- ПИГАЛЬ Жан Батист
- ПИЗАНО Андреа
- ПИЗАНО Джованни
- ПИЗАНО Никола
- ПИЗАНО Нино
- ПИКАССО Пабло
- ПИЛОН Жермен
- ПИЛЬГРАМ Антон
- ПИМЕНОВ Николай Степанович
- ПИМЕНОВ Степан Степанович
- ПИНО Никола
- ПИНЧУК Вениамин Борисович
- ПИФАГОР (скульптор)
- ПИФОКРИТ
- ПОЗЕН Леонид Владимирович
- ПОКОРНИ Карел
- ПОЛИДОР с Родоса
- ПОЛИЕВКТ
- ПОЛИКЛЕТ Старший
- ПОЛЛАЙОЛО Антонио дель
- ПОЛОГОВА Аделаида Германовна
- ПОМОДОРО Арнольдо
- ПОНИЗОВСКИЙ Борис Юрьевич
- ПОПОВ Михаил Петрович
- ПОРТОКАРРЕРО Рене
- ПРАДЬЕ Жан Жак
- ПРАКСИТЕЛЬ
- ПРАКСИТЕЛЬ Старший
- ПРОКОФЬЕВ Иван Прокофьевич
- ПРОТОГЕН