Досье личности

Ценность: 1 (11)

Симпатия: 1 (11)

дата обновления - 2014-10-19

просмотров - 4

ПИОПИ I МЕРИРА

Другое имя: Пиопи I; Пепи I

Имя латиницей: Pepi I Meryre

Пол: мужской

Дата рождения: реконструировано 00.00.2350 до н.э.

Дата смерти: реконструировано 00.00.2283 до н.э. Возраст (67)

Знак зодиака: Неизвестно

География: ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ.

Ключевые слова: власть, династия, политика, правитель, фараон.

Anno: -2335

I МЕРИРА ПИОПИ

египетский фараон, правивший приблизительно в 2335-2285 гг. до н. э., из VI династии. Сын Тети и царицы Ипут, которая по мнению некоторых исследователей была дочерью Униса, последнего фараона предыдущей династии. Согласно Манефону, Пиопи I, который у него назван Фиосом, правил 53 года. Туринский папирус, вроде как, говорит о 20 годах правления этого фараона. Нужно, однако, отметить, что имена царей VI династии в этом списке сильно повреждены и не читаемы, сохранилась только длительность их правления. Отношение этих периодов правления к фараонам довольно условно и зиждется только на основе порядка следования царей, известного из других списков. Кроме того принимается во внимание, что Пиопи I одним из тронных имен которого было Мерира, мог быть здесь спутан со своим сыном и преемником фараоном Меренра I, которому Туринский список приписывает, вроде как, 44 года правления, что для последнего является явно завышенным сроком. Самая поздняя известная дата правления Пиопи I – год 25-го подсчета скота, известный из надписи в каменоломнях Хатнуба. Обычно в период Древнего царства этот подсчет крупного рогатого скота с целью взимания налогов производился раз в два года, но проблема заключается в том, что подсчет иногда производился и каждый год, а к концу указанного периода, то есть ко времени правления Пиопи I, даже более вероятно, что он проводился один раз в год. Если принять, что подсчет проходил раз в два года, то его царствование длилось не менее 50 лет, что хорошо согласуется с данными Манефона. В любом случае правление этого фараона было ни как не менее 25 лет. Его продолжительное правление стало одним из последних периодов расцвета Египта второй половины Древнего царства. Памятники времени его царствования, большие и малые, рассеяны по всему Египту и служат ярким доказательством, что он был полновластным властелином Египта от первых порогов до берегов Средиземного моря и что везде именем его производились работы, имевшие целью увековечить его имя. Видимо, взошел на престол очень рано после насильственной смерти своего отца Тети и какое-то время правил под регентством своей матери. Возможно, что между ним и его отцом короткое время царствовал фараон Усеркара, упоминаемый Абидосским списком царей. Может быть, этот Усеркара был вождем заговорщиков, убивших его отца. Вероятно, в борьбе с узурпатором Усеркара Пиопи I и его матери пришлось искать поддержку у провинциальной знати и даже пойти им на уступки, передав часть своих властных полномочий областеначальникам. Надписи его царствования наглядно отражают растущую независимость и благосостояние областных вельмож, прежде всего, номархов, которые в это время образовывают крупные родовые группы, по своему богатству и престижу конкурировавшие даже с царским домом. Утвердившись на троне, он приступил к завоевательным походам. О военном проникновении египтян на Синайский полуостров при Пиопи I говорят изображение и надпись этого царя, сохранившиеся на скалах в Вади-Магара. На рельефе изображены фараон, совершающий церемонию торжественного бега, а затем сцена триумфа царя над поверженным врагом-азиатом. Надпись в области Томаса говорит нам о его походе в Нубию, вплоть до второго порога, «для открытия стран Уауата». В Нубии он настолько укрепил свою власть, что местные племена (ирерчет, маджаи, уауат, каау и другие) были обязаны в случае войны выставлять вспомогательные отряды для его армии. Из биографической надписи вельможи Уны, современника Пиопи I, становится известно о военных кампаниях египтян на территории Палестины. Из этой надписи следует, что фараон, мобилизовав воинов по всему Египту, от острова Элефантина до Дельты и усилив их вспомогательными контингентами из Северной Нубии и ливийцев, отправил их под командованием Уны для защиты от набегов бедуинских племен херуиша (букв. «те, кто на песке») Синайского полуострова и пустынных районов Южной Палестины. Поход окончился полным успехом. Эти войны имели своей целью укрепить экономическое и политическое господство египтян в соседних странах. Поэтому вполне естественно, что они сопровождались широкой внешней торговлей. О наличии торговых взаимоотношений между Египтом и Библом говорят египетские предметы, найденные в развалинах Библа во время раскопок этого города. Среди этих предметов есть статуэтки и сосуды, с именем фараона Пиопи I, а в Бейрутском музее хранится ныне барельеф, очевидно, также происходящий из Библа. Этот барельеф из белого известняка изображает фараона Пиопи I (правда, возможно, это Пиопи II), приносящего жертву богу и богине. Помещенная тут же надпись содержит эпитеты царя: «любимый Хатхор, владыка Библа». Памятник с именем Пиопи I обнаружен в развалинах древней Эблы – города, вероятно, служившего перевалочным пунктом для торговцев лазуритом. Большое внимание фараон уделял караванной дороге, ведшей из Коптоса по руслу высохшего потока Вади-Хаммамат к берегу Красного моря, которая имела громадное экономическое и военное значение. По этой дороге в эпоху VI династии шли многочисленные и большие караваны, снаряженные за камнем, за рудой и за другими видами сырья. Эта дорога связывала Египет с побережьем Красного моря, откуда открывались дальнейшие морские пути на Синайский полуостров, в Аравию и в области восточной Африки (Пунт). Время его правления ознаменовалось и значительной архитектурной программой: храмовые комплексы были сооружены по приказу царя в Абидосе, Бубастисе, Дендере, Иераконполе и на острове Элефантина; все эти памятники практически не дошли до нашего времени. В Дендере в храме царицы неба Хатхор найдена в удаленном помещении надпись, что Пиопи I делал пристройки к этому святилищу, основанному еще царем Хеопсом. В память об этом событии он носил титул «Возлюбленный Хатхор из Дендеры». Культ фараона Пиопи I поддерживался в этом храме даже на рубеже нашей эры – то есть 2300 лет спустя. Еще о его царствовании известно, что он основал большой город, назвав его своим именем. Лежал он в Среднем Египте, но местоположение его совершенно неизвестно. В его правление продолжали разрабатываться хатнубские алебастровые копи, о чем свидетельствует отчет губернатора Юга, бывшего в то же время «великим владыкой Заячьего нома», исполнявшего там трудное поручение для Пепи. Как уже говорилось, велись работы и в Вади-Хаммаматских каменоломнях. Большое внимание уделялось и ирригационной системе. Царский строитель Мерирамерптаханх (Маи-Риа-маи-Птах-анхи) в своем жизнеописании повествует, что царь Пиопи I посылал его рыть протоки: один – в Низовье, другой – в срединной части Верхнего Египта. Поскольку до того речь шла о хозяйственных постройках, сооруженных сановником в той же местности Низовья, оба протока были выкопаны скорее всего для сельскохозяйственных нужд, а не для облегчения судоходства. Однако поддержание оросительной системы на должном уровне было возложено не на все население Египта. Так в льготной грамоте Пиопи I одному при-пирамидному городу возбранено привлекать каких-либо его жителей к копанию некоего водоема. Несмотря на все эти успехи, царская власть при нем не была уже достаточно прочной. Большинство египтологов считает, что его власть в значительной степени была ограничена влиятельными вельможами и жречеством. Внутренняя нестабильность в государстве была осложнена и заговорами в самом царском дворе. От последних годов его правления сохранилось свидетельство о дворцовом заговоре (при нем тайным судом судили царицу Уретхетес, по-видимому, замешанную в каких-то дворцовых интригах), а также упоминание о двух лжецарях. О попытках фараона найти среди провинциальной знати поддержку своей пошатнувшейся власти может свидетельствовать факт его женитьбы на двух дочерях номарха 8-го верхнеегипетского (Тинисского) нома Хуа и его жены Некебет. Хотя обе эти жены Пиопи I, получившие одинаковые имена Анхесенпиопи («Живет она для Пиопи») были не царских кровей, они пользовались огромным влиянием на фараона и стали матерями, одна – Меренра I, другая – Пиопи II Неферкара, впоследствии поочередно занявших царский престол. Брат этих двух цариц Джау был назначен верховным сановником – чати (визирем). Свою пирамиду Пиопи I разместил в Саккара, причем не рядом со ступенчатой пирамидой Джосера в Северном Саккара, где располагались пирамиды его предшественников Униса и Тети, а в нескольких километрах к югу, в Южном Саккара, где уже была построена пирамида Джедкара Исеси. Погребальный комплекс Пиопи I получил название Мен-нефер («Хорошее место»). Он был выстроен недалеко от храма главного бога города Мемфиса Птаха. Постепенно это название перешло, сначала на храм, а потом и на сам город – столицу Древнего царства, по преданию основанный легендарным Менесом и носившим первоначально название Инебу-хедж («Белые стены»). Название Мен-нефер впоследствии было транскрибированно греками как Мемфис, под каким именем этот город и известен в настоящее время. Ныне пирамида Пиопи I сильно разрушена, ибо ее в течение веков использовали как каменоломню; ее руины почти ничем не отличаются от окрестных барханов. Добытчикам камня даже удалось через верх добраться до ее погребальной камеры. Ширина ее основания ныне не превышает 70 м (первоначально основание было около 80х80 м), а высота – 12 м. Интересно, что для ее постройки использовались блоки уже лежавших в руинах старых мастаб. У пирамиды мегалитический нижний ярус, выстроенный с использованием сложных технологий и примитивная куча щебня вверху. Облицовка имеет многочисленный прямоугольные заплаты – следы ремонта. Храм возле пирамиды также имеет явные признаки древнего ремонта: вместе и без всякой системы собраны блоки из совершенно разного материала – гранита, известняка, алебастра. Ее внутреннее строение повторяет план пирамид Унаса и Тети. Однако, в ее сердабе нет ниш. Верхний храм, большая часть кладовых которого сохранилась на двух уровнях, был полностью раскопан, также, как и юго-восточный угол внутреннего массива пирамиды. В конце 80-х гг. были открыты две пирамиды цариц. Несмотря на то, что царский саркофаг был найден разбитым, в небольшом углублении пола в погребальной камере был обнаружен ковчег для каноп, все еще содержавший один из четырех сосудов с забальзамированными царскими внутренностями. С этой пирамидой связано одно из наиболее волнующих событий в истории египтологии. В ней впервые были обнаружены «Тексты пирамид». Отдельные части «Текстов пирамид» из этой гробницы хранятся во многих музеях мира. Две медные статуи Пиопи I и его сына Меренра I были найдены в одной из подземных кладовых храма в Иераконополя. Они, предположительно, изображают эти двух представителей царской семьи, символически «растаптывающих ногами Девять Луков», стилизованное представление завоеванных Египтом чужеземных стран. Совместно с этими редкими статуями были найдены статуя фараона Хасехемуи (II династия) и терракотовый львенок, относящийся к Тинитской эре. Статуи были разобраны, помещены друг в друга и запечатаны тонким слоем меди с выгравированным именем Пиопи I, «в первый день Юбилея» (праздника Сед). В то время как идентичность изображения более взрослого человека, как фараона Пиопи I не вызывает сомнения, так как доказана надписью, идентичность меньшей статуи изображающей более молодого мужчину остается нерешенной. Самая распространенная гипотеза среди египтологов – то, что спортивным молодым человеком меньшей статуи является его сын Меренра, который был публично объявлен приемником отца по случаю Юбилея. Помещение его медного изображения в изображении его отца как бы отражало непрерывность царской последовательности и переход скипетра фараона от отца к сыну прежде, чем смерть фараона могла вызвать династический раскол. Однако, существует предложение, что меньшая статуя изображает более юного Пиопи I, возродившего свои силы в ходе празднования церемонии Юбилея.

Медиа (5)

I МЕРИРА ПИОПИ в фотографиях:

Связи (11)
Источники (2)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх