французский математик, физик, религиозный философ и писатель. Сформулировал одну из основных теорем проективной геометрии. Работы по арифметике, теории чисел, алгебре, теории вероятностей. Сконструировал (1641, по другим сведениям – 1642) суммирующую машину. Один из основоположников гидростатики, установил ее основной закон. Работы по теории воздушного давления. Сблизившись с представителями янсенизма, с 1655 г. вел полумонашеский образ жизни. Полемика с иезуитами отразилась в «Письмах к провинциалу» (1656-1657) – шедевре французской сатирической прозы. В «Мыслях» (опубликованы в 1669) он развивает представление о трагичности и хрупкости человека, находящегося между двумя безднами – бесконечностью и ничтожеством (человек – «мыслящий тростник»). Путь постижения тайн бытия и спасения человека от отчаяния видел в христианстве. Сыграл значительную роль в формировании французской классической прозы.
Досье личности
ПАСКАЛЬ Блез
Другое имя: Деттонвиль – псевдоним
Имя латиницей: Pascal Blaise
Пол: мужской
Дата рождения: 19.06.1623
Место рождения: Клермонн-Ферран, Франция
Дата смерти: 19.08.1662 Возраст (39)
Место смерти: Париж, Франция
Знак зодиака: Близнецы
По восточному: Свинья
Ключевые слова: знание, математик, механика, наука, религия, физик, философ.
Anno: 1641
Блез ПАСКАЛЬ
- Бог, который нас создал без нас, не может спасти нас без нас.
- Обычаю надо следовать потому, что он обычай, а вовсе не из-за его разумности. Меж тем народ соблюдает обычай, твердо веря, что он справедлив.
- Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние.
- Допустимо ли искоренять злодейство, убивая злодеев? Но ведь это значит умножать их число!
- Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками.
- Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чем не знать нужды.
- Предвидеть – значит управлять.
- Истина и справедливость – точки столь малые, что, метя в них нашими грубыми инструментами, мы почти всегда даем промах, а если и попадаем в точку, то размазываем ее и при этом прикасаемся ко всему, чем она окружена, – к неправде куда чаще, чем к правде.
- Это письмо получилось таким длинным потому, что у меня не было времени написать его короче.
- Всякий раз мы смотрим на вещи не только с другой стороны, но и другими глазами – поэтому и считаем, что они переменились.
- Время потому исцеляет скорби и обиды, что человек меняется: он уже не тот, кем был. И обидчик и обиженный стали другими людьми.
- Только кончая задуманное сочинение, мы уясняем себе, с чего нам следовало его начать.
- Для человека заурядного все люди на одно лицо.
- Он уже не любит эту женщину, любимую десять лет назад. Еще бы! И она не та, и он не тот. Он был молод, она тоже; теперь она совсем другая. Ту, прежнюю, он, быть может, все еще любил бы.
- Иначе расставленные слова приобретают другой смысл; иначе расставленные мысли производят другое впечатление.
- Меня ужасает вечное безмолвие этих пространств.
- Во мне, а не в писаниях Монтеня содержится то, что я в них вычитываю.
- Мы никогда не живем, а лишь располагаем жить.
- Мы любим не человека, а его свойства. Не будем же издеваться над теми, кто требует, чтобы его уважали за чины и должности, ибо мы всегда любим человека за свойства, полученные им в недолгое владение.
- В чем заключается добродетель? В целомудрии? Нет, отвечу я, потому что вымер бы род человеческий. В брачном сожительстве? Нет, в воздержании больше добродетели. В том, чтобы не убивать? Нет, потому что нарушился бы всякий порядок и злодеи поубивали бы праведных. В том, чтобы убивать? Нет, убийство уничтожает живую тварь. Наша истина и наше добро только отчасти истина и добро, и они запятнаны злом и ложью.
- «За что ты меня убиваешь?» – «Как за что? Друг, да ведь ты живешь на том берегу реки! Живи ты на этом, я и впрямь совершил бы неправое дело, злодейство, если бы тебя убил. Но ты живешь по ту сторону, значит, мое дело правое, и я совершил подвиг!»
- Пример чистоты нравов Александра Великого куда реже склоняет людей к воздержанности, нежели пример его пьянства – к распущенности. Совсем не зазорно быть менее добродетельным, чем он, и простительно быть столь же порочным. Нам мнится, не такие уж мы обычные распутники, если те же пороки были свойственны и великим людям.
- Мы ничего не поймем, если будем читать слишком быстро или слишком медленно.
- Любознательность – та же суетность. Чаще всего люди стремятся приобрести знания, чтобы потом ими похваляться.
- Человек не ангел и не животное, и несчастье его в том, что чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное.
- Человек – всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он – тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек все равно возвышеннее, чем она, ибо он сознает, что расстается с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не сознает.
- В любви молчание дороже слов.
- Все несчастья человека происходят оттого, что он не желает спокойно сидеть у себя дома – там, где ему положено.
- Все наше достоинство – в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы – ничто. Постараемся же мыслить достойно – в этом основа нравственности.
- Если Бога нет, а я в Него верю, я ничего не теряю. Но если Бог есть, а я в Него не верю, я теряю всё.
- Иные наши пороки – только отростки других, главных: они отпадут, как древесные ветки, едва вы срубите ствол.
- Люди ищут удовольствий, бросаясь из стороны в сторону только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.
- Мы должны благодарить тех, которые указывают нам наши недостатки.
- Мы никогда не живем настоящим, все только предвкушаем будущее и торопим его, словно оно опаздывает, или призываем прошлое и стараемся его вернуть, словно оно ушло слишком рано. Мы так неразумны, что блуждаем во времени, нам не принадлежащем, пренебрегая тем единственным, которое нам дано.
- Мысль меняется в зависимости от слов, которые ее выражают.
- О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.
- Общественное мнение правит людьми.
- Прошлое и настоящее – наши средства, только будущее – наша цель.
- Справедливость без силы – одна немощь, сила без справедливости – тиран.
- Справедливость должна быть сильной, а сила должна быть справедливой.
- Две крайности: зачеркивать разум, признавать только разум.
- Никогда человек не совершает что-либо абсолютно злое так хорошо, как тогда, когда он это делает с чистой совестью.
- Самая большая привилегия, которая дана человеку свыше – быть причиной добрых перемен в чьей-то жизни. развернуть
Блез ПАСКАЛЬ в фотографиях:
- АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ (1114 - 1202)
- БОССЮ Шарль (1730 - 1814)
- БУЛЛИАЛЬД (1605 - 1694)
- БУУР Доминик (1628 - 1702)
- ВАЛЛИС Джон (1616 - 1703)
- ВОВЕНАРГ Люк де Клапье де (1715 - 1747)
- ГОМБО Антуан (1607 - 1684)
- КРОНЕР Рихард (1884 - 1974) (ПАСКАЛЬ Блез оказал влияние на становление философских взглядов КРОНЕРА Рихарда)
- МЕРСЕНН Марен (1588 - 1648)
- МИДОРЖ Клод (1585 - 1647)
- ПАСКАЛЬ Этьен (1588 - 1651)
- РОССЕЛЛИНИ Роберто (1906 - 1977)
- СЕН-ВЕНСАН Грегуар де (1584 - 1667)
- СЛЮЗ Рене де (1622 - 1685)
- ФЕРМА Пьер (1601 - 1665)
- ФРАНКФУРТ Ушер Иойнович (1908 - 1982)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Ю. А. Храмов. Физики. - Киев, Наукова думка, 1977
- А. Н. Боголюбов. Математики Механики. - Киев, Наукова думка, 1983
- А. И. Бородин. Биографический словарь деятелей в области математики. - Киев, Радянська школа, 1979
- http://ru.wikipedia.org
- www.physchem.chimfak.rsu.ru