античный философ-неоплатоник, представитель Александрийской школы неоплатонизма, ученик Аммония Гермия. Последний философ языческой традиции неоплатонизма в Александрии; после его смерти Александрийская школа перешла к христианским аристотелистам и в итоге была перенесена в Константинополь. Олимпиодор возглавил школу в 520 г., после смерти учителя; несмотря на указ императора Юстиниана I 529 г., по которому были закрыты почти все языческие философские школы, продолжал преподавать и писать как минимум до 565 г. (в своем комментарии к «Метеорологии» Аристотеля он упоминает комету, появлявшуюся в этом году). Это оказалось возможным в основном благодаря тому, что Александрийская школа имела более формально-учебный характер (чем, например, Платоновская Академия в Афинах) и воздерживалась от участия в политической жизни. Ему принадлежит оригинальное рассуждение о катарсисе, характерное с точки зрения понимания Аристотеля в общеантичной традиции (в комментарии к «Алкивиаду I» Платона). Олимпиодор различает «нефилософский» и «философский» катарсис. Нефилософский катарсис может быть процессом получения истины в результате критики или опровержения ложного. Философский катарсис есть тот, который применяется к психической жизни и дает возможность переходить от низших ее состояний к высшим. В философском катарсисе он различает три типа очищения. Первый тип, «сократо-платоновский», представляет собой критику понятий частных, обывательских (то есть обыкновенно случайных, неверных) для получения таких общих понятий, которые являются мерами истины (и искажением которых понятия частные, обывательские являются). Второй тип основан на понимании катарсиса как лечения болезненных состояний (у Гиппократа такое лечение понимается медицински, у Аристотеля – психологически). Этот тип катарсиса основан на излечивании болезни такими средствами, которые данной болезни противоположны. Третий тип противоположен второму и называется у Олимпиодора пифагорейским. Здесь также идет речь о лечении болезненных состояний, но лечение понимается как использование в малой дозе той болезни, которая существует в большой дозе. В его рассуждении отсутствует ноологические понимание катарсиса, как это следовало бы ожидать от неоплатоника. Но комментируемый им диалог «Алкивиад I» посвящен не катарсису, но софросине (благоразумию, деланию добра), и о собственно Космосе в нем речь не идет.
Досье личности
ОЛИМПИОДОР Младший
Имя латиницей: Olympiodorus the Younger
Пол: мужской
Дата рождения: приблизительно 00.00.495
Дата смерти: приблизительно 00.00.570 Возраст (75)
По восточному: Свинья
География: ЕГИПЕТ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno:
Младший ОЛИМПИОДОР
- ПЛАТОН (философ)
- НАПОЛЕОН I Бонапарт
- ШАРИФ Омар
- АТЬЯ Майкл Фрэнсис
- САДАТ Анвар
- ГЕНОН Рене
- ИБН ХАЛЬДУН
- ААРОН БЕН ЭЛИА НИКОМЕДИЙСКИЙ
- ДАЛИДА
- АБД аль-ЛАТИФ
- МУБАРАК Хосни
- АББАС II
- САИД-ПАША Мухаммед
- АБДО Мухаммед
- АНТОНИЙ Великий
- ИСМАИЛ Паша
- ХУСЕЙН Таха
- УСАМА ИБН МУНКЫЗ
- ТАУФИК I
- АХМЕД ФУАД I
- БУТРОС-ГАЛИ Бутрос
- АБУ КАМИЛ ШУДЖА ибн Аслам ал-Мисри
- КАМИЛЬ Мустафа
- ИБН ТАГРИБЕРДИ Ибн Тагрибирди Абу-ль-Махасин Джамаль-аддин Юсуф
- ХУССЕЙН Камиль I
- ФОРССКОЛЬ Пер
- ШАРОН Ариэль
- ИБРАХИМ-ПАША
- ХАМАМА Фатен
- РОТШИЛЬД Чарльз
- ОСТЕРМАН-ТОЛСТОЙ Александр Иванович
- ОРАБИ-ПАША
- АЙБАК
- ИБН АЛЬ-ХАЙСАМ
- ВИКТОР ЭММАНУИЛ III
- ТАХТАВИ Рифаа
- АББАС I Хильми
- АНРЕП Глеб Васильевич
- ФИШЕР Джон Арбетнот
- СЕВИР Антиохийский
- КАМАЛЬ Хусейн
- ФЕОДОСИЙ I (патриарх Александрийский)
- ИЕРОФЕЙ I (патриарх Александрийский)
- АНТИНОЙ
- ШАХИН Юсеф
- КАРИМ Мухаммед
- ГАСПРИНСКИЙ Исмаил
- ГАСПАРЯН Гоар Микаэловна
- СИБАИ Юсуф
- ЗЕВАЙЛЬ Ахмед
- МААД аль-МУСТАНСИР Биллах
- АБУ СЕЙФ Салах-ад-дин
- ГОРАПОЛЛОН
- МОХИ эд-ДИН Закария
- ИБРАГИМ БЕЙ
- ТАУФИК аль-ХАКИМ
- САДАТ Талаат
- АБДАЛЛА ибн Хусейн
- БЕЛЬЦОНИ Джованни Баттиста
- ЗЕЙДАН Джирджи
- НОРОВ Авраам Сергеевич
- АБУ ТАЛЕБ Суфи Хасан
- ИДРИС Юсуф
- ИБН БАТТУТА Абу Абдаллах Мухаммед