античный философ-неоплатоник, представитель Александрийской школы неоплатонизма, ученик Аммония Гермия. Последний философ языческой традиции неоплатонизма в Александрии; после его смерти Александрийская школа перешла к христианским аристотелистам и в итоге была перенесена в Константинополь. Олимпиодор возглавил школу в 520 г., после смерти учителя; несмотря на указ императора Юстиниана I 529 г., по которому были закрыты почти все языческие философские школы, продолжал преподавать и писать как минимум до 565 г. (в своем комментарии к «Метеорологии» Аристотеля он упоминает комету, появлявшуюся в этом году). Это оказалось возможным в основном благодаря тому, что Александрийская школа имела более формально-учебный характер (чем, например, Платоновская Академия в Афинах) и воздерживалась от участия в политической жизни. Ему принадлежит оригинальное рассуждение о катарсисе, характерное с точки зрения понимания Аристотеля в общеантичной традиции (в комментарии к «Алкивиаду I» Платона). Олимпиодор различает «нефилософский» и «философский» катарсис. Нефилософский катарсис может быть процессом получения истины в результате критики или опровержения ложного. Философский катарсис есть тот, который применяется к психической жизни и дает возможность переходить от низших ее состояний к высшим. В философском катарсисе он различает три типа очищения. Первый тип, «сократо-платоновский», представляет собой критику понятий частных, обывательских (то есть обыкновенно случайных, неверных) для получения таких общих понятий, которые являются мерами истины (и искажением которых понятия частные, обывательские являются). Второй тип основан на понимании катарсиса как лечения болезненных состояний (у Гиппократа такое лечение понимается медицински, у Аристотеля – психологически). Этот тип катарсиса основан на излечивании болезни такими средствами, которые данной болезни противоположны. Третий тип противоположен второму и называется у Олимпиодора пифагорейским. Здесь также идет речь о лечении болезненных состояний, но лечение понимается как использование в малой дозе той болезни, которая существует в большой дозе. В его рассуждении отсутствует ноологические понимание катарсиса, как это следовало бы ожидать от неоплатоника. Но комментируемый им диалог «Алкивиад I» посвящен не катарсису, но софросине (благоразумию, деланию добра), и о собственно Космосе в нем речь не идет.
Досье личности
ОЛИМПИОДОР Младший
Имя латиницей: Olympiodorus the Younger
Пол: мужской
Дата рождения: приблизительно 00.00.495
Дата смерти: приблизительно 00.00.570 Возраст (75)
По восточному: Свинья
География: ЕГИПЕТ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno:
Младший ОЛИМПИОДОР
- МАНСУР Фахраддин Осман I
- МАНСУР Хусамаддин Ладжин I
- МАНФАЛУТИ
- МАРЕЙ Сайед
- МАРИЯ Египетская
- МАРК ЕВАНГЕЛИСТ
- МАХЕР Ахмед
- МАХИР Али
- МАХЛЯБ Ибрагим
- МАХФУЗ Нагиб
- МЕЙ ЗИЙЯДЕ Мариам
- МЕККИ Махмуд
- МОХИ эд-ДИН Закария
- МОХИ эд-ДИН Халед
- МОХИЭДДИН Ахмед Фуад
- МУАЙЯТ Шейх I
- МУАЙЯТ Шихабаддин Ахмед II
- МУБАРАК Али
- МУБАРАК Гамаль
- МУБАРАК Мухаммед Заки абд ас-Салам
- МУБАРАК Хосни
- МУВАЙЛИХИ Ибрахим
- МУВАЙЛИХИ Мухаммед
- МУВАФИ Мурад
- МУЗАФФАР Ахмед I
- МУЗАФФАР Рукнаддин Бейбарс II
- МУЗАФФАР Сейфаддин Котуз
- МУЗАФФАР Сейфаддин Хаджи I
- МУИЗ Изуддин Айбек I
- МУРСИ Мухаммед
- МУСА Амр
- МУСА Салама
- МУТРАН Халиль Абдо
- МУХАММАД БЕЙ Абу аль-Дахаб
- МУХАММЕД АЛИ (правитель)
- МУХАММЕД НАГИ
- МУХТАР Махмуд
- НАГИ Ибрахим
- НАГИБ Мохаммед
- НАДИМ Абдаллах
- НАЗИФ Ахмед
- НАПОЛЕОН I Бонапарт
- НАСЕР Гамаль Абдель
- НАСИР Мухаммед I
- НАСИР Насираддин Мухаммед I
- НАСИР Насираддин Фарадж I
- НАСИР Насираддин Хасан I
- НАСИР Шихабаддин Ахмед I
- НАХХАС Мустафа
- НОРОВ Авраам Сергеевич
- НУБАР ПАША
- НУВАЙРИ Шихаб-ад-дин Ахмед
- НУКРАШИ-ПАША Махмуд
- ОВЕЙС
- ОЛИВЕКРУНА Херберт
- ОЛИМПИОДОР Младший
- ОРАБИ-ПАША
- ОСТЕРМАН-ТОЛСТОЙ Александр Иванович
- ОТЯН Ерванд
- ПАЛЛАДИЙ ЕЛЕНОПОЛЬСКИЙ
- ПАТЕРМУФИЙ Египетский
- ПАУЛИЧКЕ Филипп
- ПАХОМИЙ ВЕЛИКИЙ
- ПИРС Чарльз Спарк