Досье личности

Ценность: 2,077 (13)

Симпатия: 2,231 (13)

дата обновления - 2018-05-14

просмотров - 3

ЛИ Гун

Другое имя: Ли Ганчжу; Ли Шугу – прозвище

Имя латиницей: Li Gong; Li Gangzhu; Li Shugu

Пол: мужской

Дата рождения: 14.05.1659

Место рождения: село Сицаоцзяцзуй, уезд Лисянь, провинция Чжили, ныне провинция Хэбэй, Китай

Дата смерти: 14.02.1733 Возраст (73)

Место смерти: село Сицаоцзяцзуй, уезд Лисянь, провинция Чжили, ныне провинция Хэбэй, Китай

Знак зодиака: Телец

По восточному: Свинья

География: ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, КИТАЙ.

Ключевые слова: знание, искусство, музыка, наука, основатель, религия, философ.

Anno: 1730

ЛИ Гун

китайский философ, ученик Янь Юаня, создавший вместе с ним «школу Янь-Ли». Родился в семье ученого Ли Минсина, у которого получил начальное образование. Сдал экзамены на степень сюцай, но отказался от государственной стипендии, сочтя ее подкупом со стороны захвативших власть в стране инородцев-маньчжуров. В 1679 г. написал первое самостоятельное произведение «Цю сяо цзи» («Сборник о стремлении к сыновней почтительности»), которое, однако, не сохранилось. В том же году стал учеником Янь Юаня и в подражание учителю начал вести дневник, легший затем в основу его жизнеописания «Ли Шугу сянь шэн нянь пу» («Погодичная биография наставника Ли Шугу», 1736). Как и его учитель занимался медициной и фармакологией, а также, помимо философии и истории, изучал военное дело, экономику, музыку и этикет. В 1690 г. получил следующую ученую степень – цзюйжэнь. В1683-1708 гг. – домашний воспитатель в разных семьях. В 1697-1699 гг. изучал музыку у Мао Цилина, который издал сочинения Ли Гуна по музыке «Ли ши сюэ юэ лу» («Записи об изучении музыки господина Ли». В 1701 г. написал антибуддийский текст «Ли фо лунь» («Суждения, разоблачающие буддизм») и прочел цикл лекций о втором трактате «Четверокнижия», которые составили сборник «Шугу Чжун юн цзян юй» («Лекции Шугу о "Срединном и неизменном"»). После смерти Янь Юаня (1704) создал на родине учителя мемориал «Ученая обитель Сичжая», а через год по материалам своих дневников составил жизнеописание Янь Юаня под названием «Погодовая биография наставника Янь Сичжая». В 1715-1716 гг. попал под следствие в связи с делом о мятеже, но был оправдан. В 1717 г. подал прошение об официальной должности и в следующем году получил назначение на пост смотрителя учебных заведений области Тунчжоу, однако вскоре покинул пост по причине болезни. В 1730 г. был приглашен администрацией столичной провинции Чжили возглавить работу над географическим справочником «Цзи фу тун чжи» («Географическое описание столичном области», 121 цзюань), которой был издан в 1735 г., а в 1731 г. написал политический трактат «Ни тай пин цэ» («План великого равновесия»). В 1733 г. неофициально получил имя «Вэнь-цзы» («Муж Культуры»).

Мировоззрение философа сформировалось на основе взглядов Янь Юаня, согласно которым «принцип» («ли») производен от «пневмы» («ци»). Выдвинул философскую формулу «истина в делах», подчеркивая взаимозависимость «знания» и «действия». Вместе с тем в выборе методов обучения отчасти расходился со своим учителем Янь Юанем: внимание уделял изучению древних текстов и составлению комментариев к ним, призывал усваивать современный опыт и даже пропагандировал естественные науки Запада, прежде всего астрономию и математику. Подвергал критике «учение о принципе» («ли сюэ») Чэн Хао, Чэн И, Чжу Си, особенно постулат о первичности «принципов» («ли») по отношению ко всему сущему. Осуществленный неоконфуцианской школой Чэн И – Чжу Си отрыв принципов от дел и вещей философ квалифицировал как даосско-буддийскую ересь, погружающую в мистический туман и приводящую к «торжеству пустоты и сохранению безучастности».

Среди сочинений: «Сюэ шэ лу» («Записи об изучении стрельбы из лука»), «Сюэ ли» («Изучение благопристойности»), предисловие к трактату Янь Юаня «Цунь син бянь» («Сочинение о поддержании индивидуальной природы», 1689), сборник «Сун го цзэ ли» («Правила и нормы осуждения нарушений»), «Сяо сюэ цзи е» («Опыт исследования малого учения», 1700), «Шан цзин сюэ гуй цзуань» («Сводка правил учения из канонов совершенномудрых», 1701), «Да сюэ бянь е» («Опыт обсуждения "Великого учения"»), посвященное первому трактату конфуцианского «Четверокнижия»), «Ли ши сюэ юэ лу» («Записи об изучении музыки господина Ли»), сборник «Чоу ван бянь» («Сочинение, исцеляющее от беспамятства»), «Шугу хоу цзи» («Последующее собрание сочинений Шугу»), «Янь Ли цун шу» («Собрание произведений Янь Юаня и Ли Гуна») и др. В «Сун го цзэ ли», следуя аналогичному произведению последователя Ван Янмина и труду Лю Цзунчжоу «Цзи го гэ» («Выверение фиксированных нарушений»), представил классификацию нравственных пороков и дефектов. Также большое внимание уделил комментированию классики: «Чжоу и чжуань чжу» («"Чжоуские перемены" с комментариями и примечаниями»), «Чунь цю чжуань чжу («"Весны и осени" с комментариями и примечаниями»), «Сы шу чжуань чжу» («Четверокнижие с комментариями и примечаниями»), «Лунь юй чжуань чжу вэнь» («Вопросы к "Суждениям и беседам" с комментариями и примечаниями»).

Афоризмы (1)
Медиа (0)
Связи (5)
Источники (2)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх