Досье личности

Ценность: 1,769 (13)

Симпатия: 1,923 (13)

дата обновления - 2018-04-06

просмотров - 3

ЛЮЙ Цзуцянь

Другое имя: Люй Богун; Дунлай сяньшэн – прозвище

Имя латиницей: Lui zuqian; Lui Bogong; Donglai Xiansheng

Пол: мужской

Дата рождения: 09.04.1137

Место рождения: округ Учжоу, ныне Цзиньхуа, провинция Чжэцзян, Китай

Дата смерти: 09.09.1187 Возраст (50)

Место смерти: провинция Фуцзянь, Китай

Знак зодиака: Овен

По восточному: Змея

География: ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, КИТАЙ.

Ключевые слова: знание, литература, наука, религия, философ.

Anno: 1179

ЛЮЙ Цзуцянь

китайский философ-неоконфуцианец, литератор и комментатор древних текстов периода эпохи Сун. Был лидером «Восточно-Чжэцзянской школы». Среди его предков, оставивших след в истории были: Люй Хаовэнь, Люй Ицзянь, Люй Гунчжу. Проходил обучение у Линь Чжици, Ван Иньчэна и Ху Сяня. Занимал должность чиновника по «праву тени», после сдачи экзаена на степень цзиньши (1163) был назначен преподавателем в училище для императорской родни, а в 1169 г. – в столичном университете «Тайсюэ». В этом же году женился на дочери чиновника Хань Юаньцзи, после чего преподавал в Яньчжоу. Там же он познакомился с Чжан Ши. С 1170 г. – редактор и составитель в Палате государственной истории («Гошиюань»), одновременно – контролер и редактор в Палате по составлению «правдивых записей» («Шилуюанъ»). В связи со смертью отца ушел со всех должностей и на протяжении 3-х лет находился в трауре. В 1174-1177 гг. – управляющий храмом «Чундао» в Тайчжоу. С 1177 г. – мишулан (библиотекарь) в Императорской библиотеке. В том же году восстановился в Палате государственной истории и в Палате по составлению «правдивых записей» в тех же должностях, что и прежде. По рекомендации Ли Тао ему было доверено редактирование шилу Хуэй-цзуна. В процессе этой работы его назначили на должность сочинителя документов (чжуцзолана) и он снова был удостоен аудиенции у императора Сяо-цзуна. В 1178 г. уехал на родину, сославшись на мучившие его боли в суставах, с поручением о доработке книги «Шэнь Сун вэньхай» («Море сочинений священных Великой династии Сун»), к 1179 г. она была завершена. Император Сяо-цзун лично дал ей название «Хуанчао вэньцзянь» («Литературное зерцало царствующей династии») и вскоре назначил руководителем Императорского архива. Вскоре он был назначен управляющим храма «Чунъюгуань», расположенного близ гор Уишань. Последним назначением была должность в Палате государственной истории в 1080 г., от которой философ отказался, сославшись на состояние здоровья и спустя год скончался. Впоследствии получил посмертное имя Чэн («Совершенный») и был причислен к «трем мудрецам Юго-Востока» наряду с Чжу Си и Чжан Ши.

Вместе с Чжу Си, Лу Цзююанем и Чжан Ши был учеником Ху Хуна. Ху Хун был одним из наиболее ранних представителей учения о сознании – «синь сюэ», развитого позднее Лу Цзююанем. При этом Чжу Си, Люй Цзуцянь и другие неоконфуцианцы следующего поколения отвергали некоторые идеи Ху Хуна. Мыслитель стремился к примирению идейных разногласий между Чжу Си и Лу Цзююанем, прежде всего в области учения об управлении. В 1175 г. Чжу Си вместе с Люй Цзуцянем закончил составлять антологию сунских неоконфуцианских текстов – «Цзинь сы лу» («Записи размышлений о близком»), в которую были отобраны сочинения выдающихся неоконфуцианских мыслителей. Также на взгляды мыслителя повлияли учения Чжан Цзая и братьев Чэн (Чэн Хао, Чэн И). Был приверженцем теории о «Небесном принципе» («тянь ли») в том варианте, в котором она была разработана братьями Чэн, и в то же время толковал «учение о сердце-сознании» («синь сюэ»), сочетая трактовку Чэн Хао и Лу Сяншаня. Решал проблему дихотомии «знание-действие», оценивая ее компоненты как взаимообусловленные. В области исторической науки интересовался происхождением древнейших памятников письменности. Предостерегал конфуцианцев-практиков от бездумного следования за властями, не отличая при этом, где ложь, а где правда. Считал, что за таким поведением могут воспоследовать многие беды, и призывал политиков-практиков ориентироваться на интересы государства в целом.

Среди трудов: «Дунлай цзи» («Собрание произведений учителя из Дунлая»), «Дунлай Цзи-ши бо и» («Научные взгляды учителя из Дунлая на учение господина Цзо Цюмина»), «Дунлай шу шо» («Писания и высказывания учителя из Дунлая»), а также «Да ши цзи» («Записки о великих событиях»), которые он не успел закончить. Отредактировал и исправил «Гу Чжоу и» («Древние версии "Книги перемен"»), написал «Шу шо» («Рассуждения о "Шу-цзине"»), «И шо» («Рассуждения об "И-цзине"»), также известные как «Си цы цзин и» («Незамутненный смысл Сицы»), «Гу И инь сюнь» («Звучание и значение иероглифов древнего "И-цзина"»). Помимо этого, составил «Кунь фань» («Руководство по поведению для достойных женщин»), «Гуань чжэнь» («Правила поведения чиновника»), «Бянь чжи лу» («Записи о распознании намерений»), а также ему принадлежит полное собрание сочинений Оуян Сю – «Оуян гун бэнь мо».

Медиа (0)
Связи (11)
Источники (3)
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх