афинский оратор, логограф. Отец Лисия был метеком. Его семья приехала из Сиракуз (Сицилия) по приглашению афинского политического деятеля Перикла. Будущий оратор учился в южноиталийском городе Фурии, где слушал курс риторики у известных софистов. Примерно в 412 г. до н. э. он возвратился в Афины. В это время Афинское государство находилось в трудном положении: вследствие поражения в Пелопоннесской войне к власти пришли ставленники победившей Спарты, «30 тиранов», ведшие политику террора по отношению к бесправным элементам афинского общества. Большое состояние, которым владели Лисий и его брат, было причиной того, что тираны решили расправиться с ними. Брат Лисия был казнен, самому оратору пришлось спасаться бегством в соседнюю Мегару. После победы демократии он вернулся в Афины, но получить гражданские права ему так и не удалось. Первой судебной речью, произнесенной им, была речь против Эратосфена, одного из тридцати тиранов, виновного в смерти его брата. В дальнейшем он писал речи и для других лиц, сделав это своей главной профессией. Всего ему приписывалось в древности до 400 речей, но до нас дошло только 34, причем не все из них подлинные. Подавляющее большинство сохранившихся относится к жанру судебных, но в сборнике мы находим и политические, и даже торжественные речи – например, надгробное слово над телами воинов, павших в Коринфской войне 395-387 гг. до н. э. Характерные черты стиля Лисия четко отмечаются древними критиками. Изложение его просто, логично и выразительно, фразы кратки и построены симметрично, ораторские приемы изысканны и изящны. Он заложил основу жанра судебной речи, создав своеобразный эталон стиля, композиции и самой аргументации – последующие поколения ораторов во многом ему следовали. Особенно велики его заслуги в создании литературного языка аттической прозы. Мы не найдем у него ни архаизмов, ни запутанных оборотов; последующие критики (Дионисий Галикарнасский) признавали, что никто впоследствии не превзошел Лисия в чистоте аттической речи. Живым и наглядным делает рассказ автора обрисовка характера – причем не только характера изображаемых лиц, но и характера говорящего лица (например, сурового и простодушного Евфилета, в уста которого вложена речь «Об убийстве Эратосфена»).
Досье личности
ЛИСИЙ
Имя латиницей: Lysfas; Lysias
Пол: мужской
Дата рождения: приблизительно 00.00.443 до н.э.
Дата смерти: приблизительно 00.00.381 до н.э. Возраст (62)
Знак зодиака: Неизвестно
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, право.
Anno: -0405
ЛИСИЙ
- АНДОКИД (оратор) (440 до н.э. - 380 до н.э.)
- ГИПЕРИД (390 до н.э. - 322 до н.э.)
- ДИОНИСИЙ Галикарнасский (70 до н.э. - 10 до н.э.)
- ИСЕЙ (420 до н.э. - 350 до н.э.)
- ПЕРИКЛ (490 до н.э. - 429 до н.э.)
- ТИСИЙ (485 до н.э. - 410 до н.э.)
- ФРАСИМАХ (459 до н.э. - 400 до н.э.)
- ЭПАМИНОНД (418 до н.э. - 362 до н.э.)
- ЭСХИН из Сфетта (425 до н.э. - 350 до н.э.)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
- http://ru.wikipedia.org
- http://lib.ru
- КРАТЕТ Афинский (драматург)
- КРАТЕТ Афинский (философ)
- КРАТЕТ Малльский
- КРАТЕТ Фиванский
- КРАТИЛ
- КРАТИН
- КРАТИПП (историк)
- КРАТИПП (философ)
- КРЕСИЛАЙ из Кидонии
- КРЕСФОНТ
- КРЕСЦЕНТ
- КРИТИЙ (скульптор)
- КРИТИЙ (тиран философ)
- КРИТОЛАЙ (стратег)
- КРИТОЛАЙ (философ)
- КРИТОН
- КРОНИЙ
- КСАНТИПП (афинянин)
- КСАНТИПП (спартанец)
- КСАНТИППА
- КСАНФ
- КСЕНАРХ
- КСЕНАРХ (философ)
- КСЕНИАД
- КСЕНОКЛ
- КСЕНОКРАТ
- КСЕНОКРАТ из Афродисиады
- КСЕНОФАН Колофонский
- КСЕНОФИЛ
- КСЕНОФОНТ
- КТЕСИБИЙ
- КТЕСИЙ Книдский
- КТЕСИКЛ
- КТЕСИЛОХ
- ЛАБОТА
- ЛАКИД
- ЛАМАХ
- ЛАХАРЕС
- ЛАХЕТ
- ЛЕВКИПП
- ЛЕДОМАНТ Фасосский
- ЛЕОН
- ЛЕОНИД I
- ЛЕОНИД II
- ЛЕОНИД Тарентский
- ЛЕОСФЕН
- ЛЕОТИХИД
- ЛЕОХАР
- ЛИДИАД
- ЛИДОС
- ЛИКОН
- ЛИКОРТ
- ЛИКОФРОН
- ЛИКУРГ Афинский
- ЛИКУРГ Лакедемонский
- ЛИСАНДР
- ЛИСИД
- ЛИСИЙ
- ЛИСИПП
- ЛОНГ (писатель)
- ЛУКИАН Самосатский (писатель)
- МАКРОН
- МЕГАСФЕН
- МЕЛАНФИЙ