южнославянский церковный писатель. Хронологическими данными для определения эпохи деятельности Козьмы обыкновенно служат упоминание у него о начале богомильского движения «в лета правоверного царя Петра болгарского» (927-968) и указание духовенству, как на образец для подражания, на «Иоанна пресвитера нового, которого и из вас самих многие знают». Иоанн Экзарх был современником болгарского царя Симеона (893-927); его едва ли могли помнить даже старые люди позднее конца X и начала XI вв. Но упоминание о «земле болгарской», как о чуждой автору и его слушателям территории, о времени же царя Петра, о попе Богомиле и Иоанне Экзархе, как о далеких по времени деятелях, которым противопоставляются «сии лета», в связи с отсутствием обращений к болгарской пастве, заставляет смотреть на подражание Иоанну Экзарху, как на простую традицию, а не на живой образец. В произведении Козьмы Пресвитера нет следов новизны впечатлений от «новоявившейся ереси»; в то же время чувствуется начало реакции, почему эпоху его деятельности приходится значительно отодвинуть от второй четверти X в. Лучший список называет произведение Козьмы Пресвитера «Беседой», а эпитет автора, «недостойный», говорит о большей близости данного текста к оригиналу, чем остальных, называющих Козьму «святым». Он обличает не только богомилов, но и православное духовенство, которое своими пороками и нерадением вызвало антицерковное и антигосударственное течение. Полная высоких литературных достоинств, обширная «Беседа» является единственным славянским источником по истории богомильства, близким по времени к развитию движения и сравнительно беспристрастным. Забытое на славянском юге в своем целом виде (отрывки, анонимные, помещались в русских сборниках), произведение Козьмы Пресвитера стало популярно на Руси в конце XV в., в разгар борьбы с ересью жидовствующих и до сих пор переписывается старообрядцами, ценящими обличительный его характер, «Сколько бесед написал Козьма пресвитер» («Сборник статей, посвященных профессору Дринову». Харьков, 1908); М. Попруженко, «Святой Козьма пресвитер «Слово на еретики» (СПб., 1907); его же, «Козьма Пресвитер» («Известия Русского Археологического института в Константинополе», XV, 1911, где указана литература).
Досье личности
КОЗЬМА ПРЕСВИТЕР
Имя латиницей: Koz`ma Presviter
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.930
Дата смерти: реконструировано 00.00.990 Возраст (60)
По восточному: Тигр
Ключевые слова: литература, писатель.
Anno: 970
ПРЕСВИТЕР КОЗЬМА
- В. М. Кожевникова. Литературный энциклопедический словарь. - Москва, Советская энциклопедия, 1987
- http://biography-dictionary.info
- ИВАНОВА Лили Петрова
- ИВАНЧОВ Тодор
- ИКОНОМОВ Боян
- ИКОНОМОВ Матей Спасов
- ИЛИЕВ Константин
- ИЛИЕВ Любомир Георгиев
- ИНДЖОВА Ренета
- ИОАНН Александр I
- ИОАНН Владислав I
- ИОАНН РИЛЬСКИЙ
- ИОАНН Срацимир I
- ИОАНН Степан I
- ИОАНН ЭКЗАРХ
- ИОРДАНОВ Даки
- ИОСИФОВ Александр
- ИСАЕВ Младен
- ЙОВАНОВИЧ Анастас
- ЙОВКОВ Йордан
- ЙОСИФОВ Илия
- КАБАИВАНСКА Райна
- КАБЛЕШКОВ Тодор Лулчов
- КАЗАНДЖИЕВ Васил Иванов
- КАИШЕВ Ростислав Атанасов
- КАЛИМАН I
- КАЛОЯН
- КАЛОЯНЧЕВ Георги
- КАЛЧЕВ Камен
- КАМБУРОВ Иван
- КАМИЛАРОВ Емил
- КАРАВЕЛОВ Любен
- КАРАВЕЛОВ Петко
- КАРАДЖА Стефан
- КАРАЛИЙЧЕВ Ангел
- КАРАМИТЕВ Апостол
- КАРАСЛАВОВ Георги
- КАРАСЛАВОВ Слав
- КАРАСТОЯНОВ Асен Павлов
- КАРАСТОЯНОВ Бончо
- КАРДАМ
- КАРЛУКОВСКИЙ Петко
- КАРОВА Нелли
- КАЦАРОВ Гаврил Илиев
- КЕСЕИВАНОВ Георгий
- КИРИЛЛ (князь Преславский)
- КИРИЛЛ (философ)
- КИРКОВ Басил
- КИРКОВ Георгий
- КИРКОРОВ Филипп Бедросович
- КИРОВ Петр
- КИСИМОВ Константин
- КЛИМЕНТ (Друмев)
- КЛИМЕНТ Охридский
- КНЯЗЕВ Борис Алексеевич
- КОВАЧЕВ Никола
- КОВАЧЕВ Христо
- КОЗЬМА ПРЕСВИТЕР
- КОКАНОВА Невена
- КОЛАРОВ Васил
- КОЛАРОВ Димо
- КОНДОВ Иван
- КОНСТАНТИН I (Болгария)
- КОНСТАНТИН I Асень Тих
- КОНСТАНТИН ПРЕСЛАВСКИЙ
- КОНСТАНТИНОВ Алеко Иваницов