русский философ. Один из первых представителей персонализма в России, развивал концепцию панпсихизма. Издатель первых в России философских журналов «Философский трехмесячник» (1885-1887) и «Свое слово» (1888-1898). Выступал и как публицист. Незаконнорожденный сын помещика И. А. Пушкина от крепостной. Фамилию получил от отчима. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1854). Серьезное влияние на него оказали философские идеи А. Шопенгауэра, а в дальнейшем – Э. Гартмана. К его наиболее важным сочинениям надо отнести: «Философские этюды» (1876), «Философия как наука» (1877), «Философия действительности, изложение системы Дюринга» (1878), «Современные направления в философии» (1881-1882). Собственную философскую систему он именовал «панпсихизмом». Признавал связь своих воззрений с рядом учений европейской философии, в т. ч. с системами Канта и Шопенгауэра, но прежде всего с традицией лейбницианской монадологии (Лейбниц, Лотце, Тейхмюллер). Собственно для концепции «панпсихизма» внешних по отношению к сознанию реальностей в онтологическом смысле не существует. На русскую философию его учение оказало большое влияние. Его последователем, в частности, был Н. О. Лосский.
Досье личности
КОЗЛОВ Алексей Александрович
Имя латиницей: Kozlov Aleksei Aleksandrovich
Пол: мужской
Дата рождения: 20.02.1831
Место рождения: Москва, Россия
Дата смерти: 12.03.1901 Возраст (70)
Место смерти: Петербург, Россия
Знак зодиака: Водолей
По восточному: Кот
География: РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, РОССИЯ.
Ключевые слова: знание, наука, основатель, проповедник, психолог, философ.
Anno: 1885
Алексей Александрович КОЗЛОВ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- ru.wikipedia.org
21.02.2011 Мартыненко Ольга
Краткая биография: Козлов Алексей Александрович - философ-персоналист. Окончил Московский университет в 1854. Профессор Киевского университета с 1884. Издатель журналов "Философский трехмесячник" и "Свое слово". Признавал существование множества бесконечных духовных субстанций, центральная из которых - Бог. Критиковал гегелевскую диалектику, позитивизм и материализм. В морали близок Ницше. Система КОЗЛОВА близка системе порследователя Лейбница Тейхмюллера (1832-1888), бывшего одно время профессором Дерптского университета.КОЗЛОВ и ЛОПАТИН свидетельствуют о том, что в России была самостоятельная философская мысль, но они не представляют оригинальной русской философии, всегда тоталитарной по постановке проблем, всегда соединяющей теоретический и практический разум, всегда окрашенной религиозно. Успех философии Шопенгауэра и Гартмана нашедших себе в России многочисленных поклонников. Учение: Вся внешняя действительность, понимаемая Козловым в духе панпсихизма, предстает как иерархия духовных субстанций на разных степенях их развития, в их взаимодействии и взаимообособлении, с их творческой активностью. Все пространственные тела и материальные объекты суть лишь значки духовных субстанций, являющихся единственным в себе сущим бытием. Главные сочинения: "Философские этюды", "Философия действительности", "Религия графа Л.Н.Толстого, его учение о жизни и любви". http://istina.rin.ru/cgi-bin/print.pl?sait=3&id=4379 Разбор идейной эволюции: Козлов Алексей Александрович - философ (1831 - 1900). Окончил курс в Московском университете. Первоначально примкнул к материалистическому направлению, но вскоре знакомство с сочинениями Конта, а отчасти и Канта привело Козлова к позитивизму, с точки зрения которого он подверг разбору "Исторические письма" Миртова-Лаврова ("Знание", 1871, 3). Затем, под влиянием Шопенгауэра и Гартмана (его "Философию бессознательного" Козлов изложил под заглавием: "Сущность мирового процесса", Москва, 1873 - 1876), а также более близкого знакомства с Кантом, Козлов обнаруживает заметное тяготение к метафизике и, в частности, к шопенгауэровской философии воли ("Владимир Соловьев, как философ", "Знание", 1875, 1 - 2). В 1876 году начинается профессорская деятельность Козлова в Киевском университете, конец которой был положен тяжкой болезнью в 1887 году. Несмотря на явное предпочтение философии Шопенгауэра ("Два основных положения философии Шопенгауера", "Киевские Университетские Известия", 1877, 1), Козлов чувствует некоторую неудовлетворенность метафизикой воли ("Философские этюды", часть I, СПб., 1876) и пытается отыскать новые основы для своего мировоззрения у Дюринга ("Философия действительности", Киев, 1878). Остановившись на философии Платона ("Философские этюды", часть II, Киев, 1880), Козлов порывает с философией Шопенгауэра и обращается к другим представителям новой философии, начиная с Декарта ("Генезис теории, пространства и времени Канта", Киев, 1884). Затем Козлова особенно привлекают Лейбниц, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Гербарт и новейшие приверженцы философии Лейбница (Лоце и особенно Тейхмюллер). В окончательной форме свои философские воззрения, в основных чертах сильно напоминающий Тейхмюллера, Козлов изложил в периодически выходившем сборнике "Свое Слово" (№ 1 - 3, Киев, 1888 - 1890; № 4, СПб., 1892). В 1886 году Козлов начал издавать первый русский философский журнал "Философский трехмесячник", целиком состоявший из статей самого редактора. Свое философское миросозерцание Козлов называет панпсихизмом. Краеугольным понятием в нем является понятие бытия. Оно не образуется путем отвлечения; источником его служит первоначальное сознание. Будучи простым и непосредственным, это сознание представляет три области: сознание о содержании, сознание о форме и сознание о нашей субстанции. Все они дают материал для образования понятия бытия, но самое это понятие составляет особую группу сознания, а именно о формах или способах отношения между элементами первоначального сознания. Таким образом, понятие бытия имеет своим содержанием знание о нашей субстанции, ее деятельностях и содержании этих деятельностей в их единстве и отношении друг к другу. Все познание опирается, в конце концов, на познание "я". Мы переносим эти понятия на другие субстанции. В мысли о бытии и сущности действительного мира надо совершенно устранить время и не вводить его в наше понятие мира. Время, помимо акта мысли и представления субстанций, не имеет никакого смысла и полагается только ими. За идеею пространства Козлов также отрицает всякую реальность. Образование этой идеи не может быть объяснено при помощи ассоциации, так как это объяснение попадает в ложный круг. Развитие идеи пространства проходит через стадии субъективного, объективного и геометрического пространства. В этом процессе главную роль играет наша мыслящая деятельность, так что основные свойства, мыслимые нами в идее пространства, суть на самом деле признаки не пространства, которое само по себе не имеет никакой реальности, а нашей мыслящей деятельности, которая по поводу ощущений созидает эту идею. Если же пространство и время не существуют сами по себе, то не существует в действительности и все находящееся в пространстве и времени. Существует только духовный мир, т.е. духовные субстанции с их деятельностями и отношениями, а наши тела и весь материальный мир суть только значки этих духовных субстанций, их деятельностей и отношений. Наука одна, и высшей, истинной ее формой является философия; существующее разделение одной науки на многие условно и основано на частной точке зрения, имеющей в виду удобства изучения. - См. Аскольдов , "Козлов" (Москва, 1912). http://www.slovarik.kiev.ua/biography/k/21060.html- АБЕЛЬ Норман
- АБРАХАМ Карл
- АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ
- АГУАЙО-И-САНЧЕС Альфредо Мигель
- АДЛЕР Альфред
- АЙЗЕН Исаак
- АЙЗЕНК Ханс Юрген
- АЙНСВОРТ Мэри Динсмор
- АЛЕКСАНДР Франц
- АЛЬБИ Джордж
- АЛЬТМАН Ирвин
- АМОНАШВИЛИ Шалва Алексеевич
- АНАНЬЕВ Борис Герасимович
- АНАСТАЗИ Анна
- АНДЕРСОН Джон Роберт
- АНДРЕЕВА Галина Михайловна
- АНТОНОВСКИ Арон
- АПТЕР Майкл Джон
- АРДЖАЙЛ Джон Майкл
- АРДЖИРИС Крис
- АРКИН Ефим Аронович
- АРНХАЙМ Рудольф
- АРОНСОН Эллиот
- АТКИНСОН Джон Уильям
- АХ Нарцисс
- АШ Соломон
- БАНДУРА Альберт
- БАР-ТАЛ Даниил
- БАРБЕР Теодор Ксенофон
- БАРДОН Джек Ирвин
- БАРКЕР Роджер Гарлок
- БАРЛОУ Дэвид Харрисон
- БАРОН Роберт Алан
- БАРРОН Франк Ксавье
- БАРТЛЕТТ Фредерик Чарлз
- БАСС Бернард
- БАУМРИНД Диана
- БЕЙТЕНДЕЙК Фредерик Якоб
- БЕК Курт В.
- БЕККЕР Эрнест
- БЕЛЛАК Леопольд
- БЕМ Дарил
- БЕМ Сандра
- БЕНТОН Артур Лестер
- БЕРКОВИЦ Леонард
- БЕРЛАЙН Дэниел Эллис
- БЕРЛУЧЧИ Джовани
- БЕРН Эрик
- БЕРНАЙС Эдвард
- БЕРНХЕМ Джеймс
- БЕРТ Сирил Людовик
- БЕРШИД Элен
- БЕТТЕЛХАЙМ Бруно
- БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович
- БИЗЬЯК Эдуард Леандро
- БИКХАРД Марк
- БИЛИМОВИЧ Александр Дмитриевич
- БИНЕ Альфред
- БИРН Дональд
- БИРН Донн
- БЛАВАТСКАЯ Елена Петровна
- БЛОК Нед Джоель
- БЛОНДЕЛЬ Шарль
- БЛОНСКИЙ Павел Петрович