швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии – аналитической психологии. Задачей аналитической психологии считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений («Метаморфозы и символы либидо»). Цель психотерапии, по Юнгу, – осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга.
Родился в семье пастора швейцарской реформаторской церкви. Окончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 по 1906 гг. работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента психиатра Э. Блейлера. В 1909-1913 гг. сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ. В 1904 г. познакомился и позже вступил в длительную внебрачную связь со своей пациенткой Сабиной Шпильрейн-Шефтель. В 1907-1910 гг. его в разное время посещали московские психиатры М. Асатиани, Н. Осипов и А. Певницкий. В 1911 г. вышел из Международной психоаналитической ассоциации и отказался от техники психоанализа в своей практике. Он разработал собственную теорию и терапию, названную им «аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу.
В своих трудах охватил широкий спектр философско-психологической проблематики: от традиционных для психоанализа вопросов терапии нервно-психических расстройств до глобальных проблем существования человека в обществе, которые рассматривались им сквозь призму собственных представлений об индивидуальной и коллективной психике и учения об архетипах. В 1922 г. приобрел поместье в Боллингене на берегу Цюрихского озера и на протяжении многих лет строил там т. н. Башню. Имея в первоначальной стадии вид примитивного круглого каменного жилища, после четырех этапов достройки к 1956 г. Башня приобрела вид небольшого замка с двумя башнями, кабинетом, огороженным двором и причалом для лодок. В мемуарах описывал процесс строительства как воплощенное в камне исследование структуры психики. В 1933 г. стал активным участником и одним из вдохновителей влиятельного международного интеллектуального сообщества «Эранос». В 1935 г. был назначен профессором психологии Швейцарской политехнической школы в Цюрихе. Тогда же он стал основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии. С 1933 по 1942 гг. вновь преподавал в Цюрихе, а с 1944 г. – в Базеле. С 1933 по 1939 гг. издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям», который поддерживал национальную и внутреннюю политику нацистов по очищению расы, а выдержки из «Mein Kampf» стали обязательным прологом к любой публикации. После войны открещивался от редактирования этого журнала, объясняя свою лояльность Гитлеру требованиями времени. Хотя и тогда, и сейчас ряд историков упрекают его в сотрудничестве с нацистским режимом, он никогда не был осужден официально и, в отличие от Хайдеггера, ему было разрешено продолжить преподавание в университете. Среди публикаций этого периода: «Отношения между Я и бессознательным» (1928), «Психология и религия» (1940), «Психология и воспитание» (1946), «Образы бессознательного» (1950), Символика духа (1953), «Об истоках сознания» (1954). В апреле 1948 г. в Цюрихе был организован Институт К. Г. Юнга. Институт вел подготовку на немецком и английском языках. Сторонники его метода создали Общество аналитической психологии в Англии и подобные общества в США (Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе), а также в ряде европейских стран.
Первоначально психиатр развивал гипотезу, согласно которой мышление превалировало над чувством у мужчин, а чувство имело более высокий приоритет по сравнению с мышлением среди женщин. Впоследствии от этой гипотезы отказался. Он отрицал идеи, согласно которым личность полностью детерминирована ее опытом, обучением и воздействием окружающей среды. Также он выделял несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времен и культур архетипы. Ученый полагал, что существует определенная наследуемая структура психики, развивавшаяся сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш жизненный опыт вполне определенным образом. Является автором ассоциативного теста, в ходе которого испытуемому предъявляют ряд слов и анализируют скорость реакции при назывании свободных ассоциаций к этим словам. Анализируя результаты тестирования людей, он предположил, что некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю. Также он предполагал, что часть комплексов возникает в результате психотравмирующих ситуаций. Как правило, это моральный конфликт, целиком проистекающий из невозможности полного включения сущности субъекта. Лечение по Юнгу идет по пути интеграции психологических составляющих личности, а не просто как проработка бессознательного по Фрейду. Ряд исследователей отмечает, что представления современного оккультизма прямо соотносятся с аналитической психологией ученого и его концепцией «коллективного бессознательного», которую привлекают адепты оккультизма и деятели нетрадиционной медицины в стремлении научно обосновать свои взгляды.