английский писатель-романист. В юности был связан с миром театра, в годы Второй мировой войны служил на действующем флоте, много лет работал школьным учителем. До войны публиковал стихи, однако свое призвание обрел, обратившись к роману: первая же книга Голдинга «Повелитель мух» (1954) принесла ему славу, по сей день оставаясь его самым признанным произведением. В 1963 г. Питером Бруком был поставлен фильм по этому роману. Роман представляет собой травестийное переложение популярной детской приключенческой книги Р. М. Баллантайна «Коралловый остров» (1858), в которой трое мальчиков, очутившись после кораблекрушения на необитаемом острове, превращают его в уголок цивилизации, отважно охотятся на акулу, обучают туземцев навыкам и ремеслам и возвращаются домой возмужавшими — с репутацией истинных героев. У Голдинга группа школьников, певчих церковного хора, попадает на пустынный тропический остров после аварии и, позабыв о недавних бомбежках и эвакуации, герои отдаются стихии приключения, игры, обретенной свободы от взрослого мира. Однако игра становится испытанием человеческой природы, выявляющим ее истинные начала. Итог этого приключения трагичен, оно открывает героям страшные тайны, заставляющие с недоверием воспринимать бытующие представления о человеческом естестве, социуме и истории. Спор о природе и сущности человека составляет основную философскую коллизию романа, развернутую в противопоставлении героев, исповедующих иллюзии рационалистического и либерального характера, и других персонажей-подростков, которые осознали наивность представлений о врожденной разумности и доброте hоmо sарiеns: на поверку человек в экстремальной ситуации капитулирует перед бесконтрольной иррациональностью, жестокостью и злом. Подобная проблематика и способ ее осмысления предопределены, по признаниям самого Голдинга, шоком, пережитым им в годы войны и после Нюрнбергского процесса над нацистскими преступниками, материалы которого, на его взгляд, сделали, по меньшей мере, безответственными любого рода славословия человеческому величию. Вместе с тем упреки в предвзятости и сугубо пессимистическом восприятии феномена человека, многократно адресовавшиеся Голдингу, основаны на некорректном прочтении романа, сюжет которого строится как испытание личности, потенциально обладающей самыми различными возможностями и совершающей этический выбор без предопределенного результата. После всех кошмаров, пережитых героями на острове, ставшем ареной борьбы за власть, сопровождающейся насилием, убийством и неприкрытой тиранией новоявленных вождей, остаются и свидетельства неостановимого нравственного падения, и примеры настоящего мужества тех, кто сумел сохранить естественные этические нормы. Благополучный финал, являющийся прямой отсылкой к книге Баллантайна, носит, однако, нескрываемо пародийный характер. Подростки спасены очутившимся поблизости военным судном, а испытанное потрясение ими уже забыто, но не могут бесследно пройти уроки, давшие понимание угрозы, таящейся в самом человеке. Жанр философской аллегории оказался органичным для Голдинга, обращающегося к нему и в других своих произведениях: романе «Наследники» (1955), описывающем гибель общины неандертальцев в столкновении с людьми, которые представляют более высокую ступень исторического развития, и ставящем проблему цены прогресса; повести «Чрезвычайный посол» (1957), где действие развернуто в эпоху античности, но конфликт создан столкновением утопизма и скепсиса как взаимоисключающих типов сознания. Роман «Шпиль» (1964), где предпринята реконструкция мышления людей средневековья, переживающих безысходный конфликт духовных и земных влечений, повествует о разладе между великой целью, преследуемой героем, настоятелем кафедрального собора, который замыслил возвести над храмом гигантский шпиль, словно вступая в соперничество с Богом, и средствами, профанирующими это героическое начинание: оно оплачено страданиями людей, не понимающих самого замысла. Роман «Пирамида» (1967), представляющий собой отчасти автобиографическое повествование об английской провинции и отмеченный необычным для Голдинга лиризмом, предшествовал длительному периоду молчания, нарушенного лишь в 1979 г. «Зримой тьмой», где действие вновь связано с событиями войны, хотя основная коллизия носит отвлеченно философский характер, затрагивая проблему истинности или иллюзорности познания. К жанру притчи примыкает и дилогия «Ритуалы на море» (1984) и «Ближние кварталы» (1987). Посмертно издан неоконченный философский роман «Двойной смысл» (1995). В 1983 г. был удостоен Нобелевской премии, а в 1988 г. посвящен в рыцари.
Досье личности
ГОЛДИНГ Уильям Джеральд
Имя латиницей: Golding William Gerald
Пол: мужской
Дата рождения: 19.09.1911
Место рождения: Сент-Колум Майнор, графство Корнуолл, Англия
Дата смерти: 19.06.1993 Возраст (81)
Место смерти: Перранауортал, графство Корнуолл, Англия
Знак зодиака: Дева
По восточному: Свинья
Ключевые слова: букер, литература, нобель, писатель, рыцарь.
Anno: 1983
Уильям Джеральд ГОЛДИНГ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- ru.wikipedia.org
- ГОРДИМЕР Надин
- ГРАББС Роберт
- ГРАНИТ Рагнар Артур
- ГРАСС Гюнтер
- ГРЕЙДЕР Кэрол
- ГРИНГАРД Пауль
- ГРИНЬЯР Виктор
- ГРОСС Дэвид
- ГРЭЙНДЖЕР Клайв
- ГРЮНБЕРГ Петер
- ГУЛЬСТРАНД Альвар
- ГУРВИЦ Леонид
- ГУРНА Абдулразак
- ГУССЕЙ Бернард Альберто
- ГЬЕЛЛЕРУП Карл Адольф
- д`ЭТУРНЕЛЬ ДЕ КОНСТАН Поль Анри Бенжамен
- ДАЙЗЕНХОФЕР Иоганн
- ДАЙМОНД Питер Артур
- ДАЛАЙ-ЛАМА XIV
- ДАЛЕН Нильс Густав
- ДАМ Хенрик Карл Петер
- ДАУДНА Дженнифер Энн
- ДАУЭС Чарлз Гейтс
- ДЕБАЙ Петер Йозеф Вильгельм
- ДЕБРЕ Джерард
- ДЕБУШЕ Жак
- ДЕЙЛ Генри Халлетт
- ДЕЛЕДДА Грация
- ДЕЛЬБРЮК Макс
- ДЕМЕЛЬТ Ханс Джордж
- ДЖАЙЕВЕР Айвар
- ДЖАККОНИ Риккардо
- ДЖИОК Уильям Фрэнсис
- ДЖОЗЕФСОН Брайан Дейвид
- ДЖОНСОН-СЕРЛИФ Элен
- ДИЛАН Боб
- ДИЛЬС Отто Пауль Герман
- ДИРАК Поль Адриен Морис
- ДИТОН Энгус
- ДОЙЗИ Эдвард Аделберт
- ДОМАГК Герхард
- ДОССЕ Жан
- ДОХЕРТИ Питер
- ДУЛЬБЕККО Ренато
- ДЭВИС Реймонд
- ДЭВИССОН Клинтон Джозеф
- ДЮ ВИНЬО Винсент
- ДЮВ Кристиан де
- ДЮКОММЕН Эли
- ДЮНАН Анри Жан
- ДЮФЛО Эстер
- ЕЛИНЕК Эльфрида
- ЕРНЕ Нильс Кай
- ЖАКОБ Франсуа
- ЖЕН Пьер Жиль де
- ЖИД Андре
- ЖОЛИО-КЮРИ Ирен
- ЖОЛИО-КЮРИ Фредерик
- ЖУО Леон
- ЗАКМАНН Берт
- ЗАКС Нелли
- ЗЕВАЙЛЬ Ахмед
- ЗЕЕМАН Питер
- ЗЕЛЬТЕН Рейнхард