древнегреческий философ, крупный представитель Поздней Стои. В юности был рабом Эпафродита, фаворита Нерона, потом вольноотпущенник. Получив свободу, жил в бедности. В 89 г. вместе с другими философами был выслан Домицианом из Рима и поселился в Никополе (Эпир), проповедуя учение кружку слушателей (в числе которых был историк и географ Флавий Арриан, записавший беседы Эпиктета). Основал в Никополе философскую школу. В 70-х – начале 80-х гг. слушал беседы Музония Руфа. Проповедовал идеи стоицизма: основная задача философии – научить различать то, что сделать в наших силах и что нет. Нам неподвластно все находящееся вне нас, телесное, внешний мир. Не сами эти вещи, а только наши представления о них делают нас счастливыми или несчастными; но наши мысли, стремления, а следовательно, и наше счастье подвластны нам. Все люди – рабы единого Бога, и вся жизнь человека должна находиться в связи с Богом, что делает человека способным мужественно противостоять превратностям жизни. Сам он не писал трактатов. Выдержки из его учения, известные под названиями «Беседы» и «Руководство» сохранились в записи его ученика Арриана. Умер, видимо, при Адриане (возможно, в Риме). На его могиле была выбита эпитафия: «Раб Эпиктет, хромой и бедный, как Ир, друг бессмертных».
Досье личности
ЭПИКТЕТ (философ)
Имя латиницей: Epiktetus
Пол: мужской
Дата рождения: приблизительно 00.00.72
Дата смерти: 00.00.138 Возраст (66)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Обезьяна
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: 0100
ЭПИКТЕТ (философ)
- Свободный это тот, у кого все происходит в соответствии с его свободой воли и кому никто не может помешать. Что же, сумасбродство ли свобода? Ни в коем случае! Ведь безумие и свобода несовместимы.
- Помни, что дверь открыта. Не будь труслив, но как дети, когда им не нравится игра, говорят: «Я больше не играю», так и ты, когда тебе что-то представляется таким же, скажи: «Я больше не играю» и удались, а если остаешься, то не сетуй.
- Таких, которые толкуют о стоических рассуждениях, вы можете показать тьму. Да разве в эпикурейских они разбираются не с такой же обстоятельностью? (...) Покажите же мне кого-нибудь, кто болеет, и все же счастлив, кто в опасности, и все же счастлив, кто умирает, и все же счастлив. Покажите. Я жажду, клянусь богами, увидеть какого-нибудь стоика. (...) Сделайте мне такую милость, не откажите старому человеку увидеть зрелище, которого я до сих пор не видел.
- Если кто-то – один, это не значит, что тем самым он и одинок, так же как если кто-то – в толпе, это не значит, что он не одинок.
- Как хорошие участники трагедийного хора не могут петь одни, но могут вместе с многими, так некоторые не могут гулять одни. Человек, если ты кто-то, и один гуляй, и с самим собой беседуй, и не прячься в хоре. Пусть насмеются над тобой когда-нибудь, пусть оглядят тебя, пусть встряхнут тебя, для того чтобы ты узнал, кто ты.
- Человек – это душонка, обремененная трупом.
- Нет насилия, которое могло бы лишить нас свободы выбора.
- «Лаская своего ребенка, – говорил Эпиктет, – следует сказать самому себе: быть может, завтра он умрет». – «Но ведь это – накликание беды». – «Ничего подобного, – отвечал он, – это обозначение одного из действий природы. Иначе и слова: "Колосья пожинаются" – также являлись бы накликанием беды».
- Пьяному все равно не убедить трезвого, как трезвому не уговорить пьяного.
- Удивительна наша природа и жизнелюбива (...). Нет ничего противнее, гаже нашего тела, и все же мы любим его и хвалим; если нужно было бы походить только пять дней на наших ближних, мы не согласились бы на это. Представь себе, как приятно вставать рано поутру и чистить другому зубы или, когда справит свои естественные надобности, мыть ему седалище. Надо только удивляться, как это мы любим то, что ежедневно требует столько ухода, сопряженного с неприятностями.
- Один молодой хвастун говорил в театре, что он умен, потому что беседовал со многими философами. Эпиктет заметил ему: «Вот и у меня много знакомых богачей, а все же я не богач».
- Настоящая мудрость есть не что иное, как умение выяснять и устанавливать истинную меру добра и зла; и задача всякого разумного человека состоит в том, чтобы прикладывать эту меру ко всем делам жизни.
- Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях.
- Зависть – враг счастливых.
- Если человек имеет возможность рассуждать и может созерцать солнце, луну и звезды, и наслаждаться дарами земли и моря – он не одинок и не беспомощен.
- Чем реже удовольствие, тем оно приятнее.
- Нужно позволить себе не всякие удовольствия, но только те, в которых нет ничего дурного.
- С простыми людьми поменьше говори о теориях, а побольше поступай согласно им.
- Из всех творений самое прекрасное – получивший прекрасное воспитание человек.
- Чем более собеседник твой заблуждается, тем важнее и желательнее, чтобы он понял и оценил то, что ты хочешь ему доказать.
- Когда ты хочешь показать твоему собеседнику в разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этом – не раздражаться и не сказать ни одного недоброго или обидного слова.
- Если хочешь быть беспристрастным судьею, смотри не на обвинителя, а на самое дело.
- Где человек находится противясь, там его тюрьма.
- К свободе ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас.
- Выдерживай и воздерживайся.
- Не то жалко, что человек лишился своих денег, дома, имения, – все это не принадлежит человеку. А то жалко, когда человек теряет свою истинную собственность – свое человеческое достоинство.
- С безумным не умножай речи, а к неразумному не ходи.
- В несчастье познается друг и изобличается враг.
- Любовь свойственна только здравомыслящему человеку.
- Строгость отца – прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, чем горького.
- Владей страстями, иначе страсти овладеют тобою.
- Умный борется со страстью, глупец – становится ее рабом.
- Кто крепок телом, может терпеть и жару и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе, и радость, и остальные чувства.
- Жизнь короткую, но честную всегда предпочитай жизни долгой, но позорной.
- То, что ты даешь телу, ты вскоре потеряешь, но что дашь душе – останется твоим навсегда.
- Следует подчиниться тому, что не от тебя зависит, и улучшить в себе то, что зависит только от тебя.
- Лучше завещать детям незапятнанное имя, нежели богатство.
- Не бедность наводит нас на грустные думы, но наши желания. И не богатство рассеивает в нас чувство страха, а рассудок. Если у тебя есть рассудок, ты не станешь ни желать себе богатства, ни роптать на свою бедность.
- Хочешь какого-либо блага - возьми его у себя.
- Чем отомстить своему врагу? Старайся делать ему как можно больше добра. Врагам следует желать всякого добра, кроме мужества. Это признак силы, а не слабости. развернуть
- АРРИАН (95 - 175)
- ГЕФЕСТИОН (356 до н.э. - 324 до н.э.)
- ГИЕРОКЛ (стоик) (100 - 170)
- ДАСЬЕ Андре (1651 - 1722)
- ДИОДОР Крон (320 до н.э. - 255 до н.э.)
- ДОМИЦИАН I (51 - 96)
- КЕБЕТ (450 до н.э. - 380 до н.э.)
- МАРК Аврелий (121 - 180)
- МУЗОНИЙ РУФ Гай (30 - 110)
- НЕРОН (37 - 68)
- РИВОДО Андре де (1540 - 1580)
- РИЧЧИ Маттео (1552 - 1610)
- РУСТИК (100 - 170)
- СИМПЛИКИЙ (490 - 549)
- ФАВОРИН из Арелата (81 - 150)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.newacropolis.org.ua
- Большая советская энциклопедия. 3-е издание
19.02.2011 Ю.А.Белецкий
Учение. Основные мотивы, характерные для Сенеки, заметны и у Эпиктета. Теория для него — нечто вторичное; она никогда не излагается в «чистом» виде и растворена в многочисленных паренетических топах. Вне этики Эпиктет довольствуется старыми догмами и, более того, провозглашает «возврат к истокам», в частности, к Хрисиппу (особенно это касается физики, сведенной к психологии и учению о промысле). Натурфилософские интересы у Эпиктета практически отсутствуют, а логика рассматривается как средство для избежания ошибок или демонстрации причинных связей. Основное значение приобретает практическая этика, излагаемая в виде прочувствованной проповеди, порой с заметными элементами кинизма. Философствование начинается с сознания собственного бессилия. Задача философии — врачевать больную душу и учить человека знанию о благе и зле, а также управлению страстями. Важнее всего - «правильное пользование представлениями». Резче, чем кто-либо из стоиков, Эпиктет подчеркивает момент внутренней независимости, свободы выбора по отношению к представлениям. Человек всегда может оценить представление и сказать: «Это меня не затрагивает». Сама возможность выбора — единственное внутреннее благо, «то, что от нас зависит», «мое»: «Меня заботит только мое, неподвластное помехам и по природе свободное. В этом для меня сущность блага. А все остальное пусть будет, как будет — мне безразлично». Однако абсолютизация выбора не означает торжества формального принципа, ибо конечная цель остается материально определенной: аскетическая готовность ко всему, — излюбленная тема Эпиктета. Желая стать «из человека богом», «терпи и воздерживайся», но выход всегда есть — «дверь тебе открыли». Многие мотивы паренетики Эпиктета так же близки христианскому сознанию, как и мироощущение Сенеки: в 7 в. появилось переложение «Руководства» для нужд монастырской жизни, приписываемое Нилу Анкирскому; еще раньше «Руководство» использовалось неоплатониками как учебный текст (Симпликий). Эпиктет оказал значительное влияние на европейскую моралистику.- АРИСТОТЕЛЬ
- ЕВКЛИД
- ДЕМОКРИТ
- АРХИМЕД
- АЛЕКСАНДР Македонский
- КОПЕРНИК Николай
- КАРДИНАЛЕ Клаудия
- КОЛУМБ Христофор
- ФЕЛЛИНИ Федерико
- ГЛЕЗОС Манолис
- ПИФАГОР Самосский
- ЛОРЕН Софи
- ЕВРИПИД
- СОКРАТ
- ГЕРАКЛИТ Эфесский
- ЕКАТЕРИНА МЕДИЧИ
- КИПРЕНСКИЙ Орест Адамович
- ПУЧЧИНИ Джакомо
- ПЛУТАРХ
- АТАТЮРК Мустафа Кемаль
- МЕЧНИКОВ Илья Ильич
- МАТЬ ТЕРЕЗА
- ОНАССИС Аристотель Сократ
- ВАСИЛИЙ II Болгаробойца
- БРОЗ ТИТО Иосип
- МАРКОНИ Гульельмо
- БРУНО Джордано
- АРИСТОФАН (драматург)
- БОККАЧЧО Джованни
- ИОАНН ПАВЕЛ II
- ГАРИБАЛЬДИ Джузеппе
- СУЛЕЙМАН Великолепный
- ДЕМОСФЕН (полководец)
- ДЕМОСФЕН (оратор)
- ДИОГЕН Синопский
- КАЗАНОВА Джакомо Джироламо
- ГОМЕР
- ВАСИЛИЙ I Македонянин
- ЛОЙОЛА Игнатий
- ПРОТАГОР из Абдер
- РОМАН II Младший (Византия)
- МАЗИНА Джульетта
- ПАМУК Орхан
- ЗЕНОН из Китиона
- КАРАВАДЖО
- ГЕРОДОТ
- ПАВАРОТТИ Лучано
- КАЛИОСТРО Алессандро ди
- ГЕРОН Александрийский
- БОРДЖИА Лукреция
- БАЯЗИД I Молниеносный
- ФАЛЕС Милетский
- СЕЛИМ I ГРОЗНЫЙ
- МОДИЛЬЯНИ Амедео
- ЧЕЛЕНТАНО Адриано
- ПТОЛЕМЕЙ I
- БРЕГОВИЧ Горан
- ЭМПЕДОКЛ из Агригента
- ЯВОРОВ Пейо
- ИОАНН I Цимисхий
- РОКСОЛАНА
- НЕРОН
- ЛИКУРГ Лакедемонский
- АХМЕД II (Турция)