древнегреческий философ из Кносса (остров Крит); учил в 70-х гг. до н. э., глава Александрийской школы скептиков. Называл себя последователем Пиррона. Его книга «Пирроновы рассуждения» (ок. 43 г. до н. э.) содержит систематическое изложение доктрины скептиков. Считается также, что в ней он довольно полно изложил взгляды самого Пиррона, который не оставил никаких письменных свидетельств о своем учении. Скепсис Пиррона противопоставляет взглядам философов Академии, которые, по его мнению, основывают свои рассуждения на догмах, т. е. на произвольных утверждениях, без всяких оснований выдаваемых за истину. Задача философа состоит в том, чтобы уметь воздерживаться от суждений, не утверждая чего-либо и ничего безоговорочно не отрицая. Смысл скепсиса видит не в отрицании познания, а в обнаружении его относительности: «Что для одного познаваемо, то для другого нет». Нельзя говорить ни о достижении истины, ни о невозможности познать что-либо. Чтобы показать невозможность истинного знания, основанного на восприятии или наблюдении, он последовательно излагает десять аргументов («десять тропов»): 1) разные живые существа чувствуют по-разному, и совершенно невозможно понять, кто чувствует «правильно»; 2) среди людей также не существует единства. Их чувства и их отношение к одним и тем же вещам настолько различны, что нет смысла доверять ни своему, ни чужому суждению; 3) один человек имеет несколько разных органов чувств, свидетельства которых различны, и непонятно, какому нужно отдать предпочтение; 4) состояние человека постоянно меняется, и в зависимости от этого он выносит разные суждения; 5) суждение или оценка ситуации также зависят от обычаев того народа, к которому человек принадлежит. Эти оценки могут быть прямо противоположны; 6) ни одна вещь не является в чистом виде, но всегда воспринимается в смешении с другими вещами. Поэтому ни о чем нельзя сказать, что оно есть на самом деле; 7) вещи представляются различными в зависимости от места, которое занимают; 8) вещи различны в зависимости от их количества и качества; 9) восприятие вещей зависит также от того, насколько часто они встречаются; 10) суждения о вещи выражают не ее саму, а ее отношение к другим вещам и к воспринимающему. Все десять тропов свидетельствуют о необходимости воздерживаться от суждений, поскольку составленные на основании чувств суждения имеют лишь относительную ценность и не могут быть ни однозначно истинными, ни однозначно ложными. Философ во многом воспроизводит учение Гераклита, т. к. основой его аргументации является указание на текучесть вещей и невозможность никакого устойчивого схватывания (на зависимость Энесидема от Гераклита указывал, в частности, Секст Эмпирик). Настаивает также на необходимости воздерживаться от суждений по поводу каких-либо умопостигаемых сущностей, якобы определяющих бытие воспринимаемых чувством вещей. Эти сущности, которые почитаются как начала и причины вещей, рассматриваются многими как начала знания. Благодаря им (а не чувству) знание делается истинным. Такой взгляд, согласно Энесидему, требует рассматривать всякую вещь как знак, указывающий на иное бытие. Однако утверждение о том, что существует некоторая устойчивая связь между чувственно явленным знаком и его умопостигаемым смыслом, обретающемся где-то в ином мире, совершенно произвольно. Для такого рода суждений нет никаких оснований, и от них также следует воздерживаться. Из учения о воздержании от суждений делает важные этические выводы. В жизни следует воздерживаться от оценки чего-либо как благого или злого. Нет никаких оснований утверждать что-либо о добродетели, мудрости или счастье. Даже о самом себе человек не может сказать, хорошо ему или плохо, добродетелен он или зол, счастлив или несчастен. Но в таком случае незачем мучить себя бессмысленными устремлениями, а следует удовлетвориться любым положением дел и достичь полной невозмутимости (атараксии) во всех жизненных обстоятельствах. Аргументация Энесидема была суммирована позднее Агриппой в его пяти тропах.
Досье личности
ЭНЕСИДЕМ
Имя латиницей: Aenesidemus
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.110 до н.э.
Дата смерти: реконструировано 00.00.30 до н.э. Возраст (80)
Знак зодиака: Неизвестно
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: -0070
ЭНЕСИДЕМ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- http://iph.ras.ru
- http://filosof.historic.ru
- http://www.krugosvet.ru
- АГОРАКРИТ
- АГОСТИ Гвидо
- АГРИППА (философ)
- АГУЭРО Диего де
- ад-ДАВАЛИБИ Мааруф
- АДАМ Жан Виктор
- АДАМОВ Артюр
- АДАН Луи
- АДЕЛЯР
- АДЕМАР Альфонс-Жозеф
- АДЕОДАТ I
- АДЖИУНТИ Николо
- АДМЕТ Пирридский
- АДРАСТ Афродисийский
- АДРИАН VI
- АЕРОП I
- АЕРОП II
- АЖИ Петр Петрович
- аз-ЗЕНТАНИ Мохаммед
- АЗАИС Пьер Гиацинт
- АЗЕЛЛИ Гаспаре
- АЗЗАМ Абдул Рахман Хассан
- АЗМ Хакки
- АЗМЕ Башир
- АЗНАВУР Шарль
- АЗНАР Хосе Мария
- АЙАЛА Хуан де
- АЙДУ Этьенн
- АЙМАР Роберт
- АКБУЛУТ Йылдырым
- АКИЛЛИНИ Клавдио
- АКИМЕНКО Федор Степанович
- АККАРДО Сальваторе
- АКОЛЛА Эмиль
- АКРОТАТ
- АКТОН Чарльз
- АКУСИЛАЙ
- АЛАР Жан Дельфен
- АЛЕКАН Анри
- АЛЕКСАМЕН
- АЛЕКСАНДР (Византия)
- АЛЕКСАНДР I (папа)
- АЛЕКСАНДР I Македонский
- АЛЕКСАНДР I Молосский
- АЛЕКСАНДР II (папа)
- АЛЕКСАНДР II Забина
- АЛЕКСАНДР II Македонский
- АЛЕКСАНДР III (патриарх Антиохийский)
- АЛЕКСАНДР IV
- АЛЕКСАНДР IV Македонский
- АЛЕКСАНДР V Македонский
- АЛЕКСАНДР VI
- АЛЕКСАНДР VII (папа)
- АЛЕКСАНДР VIII (папа)
- АЛЕКСАНДР Адрианопольский
- АЛЕКСАНДР Афродисийский
- АЛЕКСАНДР из Антиохии на Меандре
- АЛЕКСАНДР из Вильдье
- АЛЕКСАНДР Македонский
- АЛЕКСАНДР Полигистор
- АЛЕКСАНДР Ферский
- АЛЕКСАНДРОПУЛОС Мицос
- АЛЕКСАНЬЯН Диран
- АЛЕКСЕЙ I Комнин