американский писатель, публицист. Автор романов «Сестра Керри» (1900), «Дженни Герхардт» (1911), трилогии «Финансист» (1912), «Титан» (1914), «Стоик» (издание 1947), романов «Гений» (1915), «Американская трагедия» (1925). После «Американской трагедии» он выступает преимущественно как публицист, особенно энергично в 1930-е годы. Совершил поездку в СССР. Результатом этого стали книги «Драйзер смотрит на Россию» (1928), «Трагическая Америка» (1931), «Америку стоит спасать» (1941). Последними работами были роман «Оплот» (опубликован посмертно, в 1946 г.) и завершение финальной части трилогии «Желание».
Досье личности
ДРАЙЗЕР Теодор
Имя латиницей: Dreiser Theodore
Пол: мужской
Дата рождения: 27.08.1871
Место рождения: Терре-Хот, штат Индиана, США
Дата смерти: 28.12.1945 Возраст (74)
Место смерти: Лос-Анджелес, штат Калифорния, США
Знак зодиака: Дева
По восточному: Коза
География: СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА, США.
Ключевые слова: литература, писатель, публицист.
Anno: 1925
Теодор ДРАЙЗЕР
- Слова – это лишь маленькие звенья, связующие большие чувства и стремления, о которых мы не говорим вслух.
- Жизнь по настоящему красива лишь тогда, когда в ней заложена трагедия.
- Искусство – могучее средство исправления людского несовершенства.
- Слова – это лишь бледные тени того бесчисленного множества мыслей, которые роятся у нас в голове.
- Так жизнь, возведя человека на вершину благополучия, продолжает и там дразнить и мучить его. Впереди всегда остается что-то недосягаемое, вечный соблазн и вечная неудовлетворенность.
- Целью жизни должно быть счастье, иначе огонь не будет гореть достаточно ярко, движущая сила не будет достаточно мощной – и успех не будет полным.
- Искусство – это нектар души, собранный в трудах и муках.
- В конце концов главное в жизни – это сама жизнь.
- Лишь сильная любовь может загладить те мелкие недоразумения, которые возникают при совместной жизни.
- Богатство человека наполовину заключается в его умении ладить с нужными людьми.
- Человек обладает счастливой способностью от души ненавидеть тех, кому он причинил больше всего зла.
- Пламя любви нельзя раздуть по желанию, как угли в камине. Если огонь угас – значит, все кончено.
- Один человек перерастает другого. Взгляды людей меняются – отсюда перемены во взаимоотношениях. Что же до моральных устоев, то у одних они есть, а у других нет, и ничего с этим не поделаешь.
- Желание быть под надежной защитой, стать предметом нежных забот, встречать во всем сочувствие – неотъемлемая черта женского характера. А если к этому примешивается еще природная эмоциональность, то женщине бывает трудно отказать мужчине, и поэтому ей кажется, что она влюблена.
- В минуты высшего напряжения всего заметнее растет человек. развернуть
- АЛЛЕГРОВА Ирина Александровна (1952 - )
- БРОДСКИЙ Савва Григорьевич (1923 - 1982)
- БУТНИКОВ Иван Григорьевич (1893 - 1972)
- ДЖИЛЕТТ Честер (1883 - 1908)
- КОНКВЕСТ Роберт (1917 - 2015)
- КРЕЙН Стивен (1871 - 1900)
- МАМЕДХАНЛЫ Энвер Гафар оглы (1913 - 1990)
- МАТТИСЕН Фрэнсис Отто (1902 - 1950) (Фрэнсис Отто МАТТИСЕН изучал творчество Теодора ДРАЙЗЕРА)
- МЕНКЕН Генри Луис (1880 - 1956)
- НОРРИС Фрэнк (1870 - 1902)
- УАЙЛЕР Уильям (1907 - 1981)
- ФЕТИСОВА Людмила Михайловна (1925 - 1962)
- ФЛИНН Элизабет Гэрли (1890 - 1964)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.theodoredreiser.ru
19.02.2011 Ю.А.Белецкий
Одна из первых опубликованных Д. литературных работ - очерк "Артистический квартал Нью-Иорка: литературно-артистическое убежище в Броксвилле" (журнал "Metropolitan Magazine", ноябрь 1897). До появления своего первого романа в 1900 Д. опубликовал 42 статьи и ряд поэм. Д. указал в интервью для справочника "Who’s who in America" [1899], что им были написаны две книги: "Исследование о знаменитых современниках" (Studies of contemporary celebrities) - очерки о Вильгельме II, Барнуме и т. д. - и "Поэмы" (Poems). Обычно библиография работ Д. начинается с его романа "Сестра Керри" (Sister Carrie, ноябрь 1900). Этим произведением Д. продолжал реалистические традиции радикальных мелкобуржуазных писателей Америки конца прошлого века (Ф. Норрис, С. Крэйн), но в условиях упадка этого движения. Роман был встречен критикой и обществом крайне враждебно, как "безнравственное" произведение. Без предрассудков и обычного в то время пуританизма подойдя к половой проблеме, Драйзер дал реалистический образ девушки, выступающей против общепринятых моральных взглядов. Только в 1911 Драйзер опубликовал свой второй роман - "Дженни Гергард" (Jennie Gerhardt), в котором развивает мотивы "Сестры Керри". Романом "Финансист" (The Financier, 1912) Д. начал свою монументальную "Трилогию желания" (A Trilogy of Desire). В основу ее положена история жизни миллионера Ч. Иеркса. Герой "Трилогии" (второй том ее - "Титан" - "The Titan", 1914; к третьему тому - "Стоик" - Д. приступил в январе 1929) - Франк Купервуд; Д. показывает, как буржуазная и коммерческая среда, окружавшая Купервуда, уже с детства формирует в нем психологию дельца и приобретателя, для которого все средства хороши, если они помогают достигнуть власти и богатства. Начав с мелких спекуляций, Купервуд постепенно приобретает состояние, подкупает чиновников и муниципалитет, незаконно приобретает городские концессии в Филадельфии, но в финале терпит поражение, попадает в тюрьму и затем вынужден оставить Филадельфию. В романе "Титан" Д. развертывает жизнь Купервуда в Чикаго, где на расширенной базе повторяется цикл его деятельности в Филадельфии. "Трилогия желания" - значительнейшее произведение американской и европейской лит-ры XX в. С исключительной изобразительной силой обрисовывает Д. быт и нравы финансовой среды, духовную опустошенность крупной буржуазии, ее чисто физиологическое отношение к женщине, хищнический подход к обществу и политическую беспринципность. Нападки консервативной критики особенно усилились после опубликования в 1916 романа "Гений" (The Genius), к-рый Д. считает своим лучшим произведением. По настоянию "Общества уничтожения порока" суд запретил распространение романа, и лишь позднее это запрещение было снято. Тема романа - мертвящая власть денег и чувственности над искусством. Герой романа, художник Витла, цель существования сводит только к искусству и к женщинам. Это опустошает его творчество, он становится преуспевающим дельцом, утрачивает свои художественные способности; наконец он сам начинает сознавать, что буржуазное общество уничтожило его как художника. В своем романе "Американская трагедия" (An American Tragedy, 1925) Д. выводит среднего, типичного для мелкой буржуазии, американского юношу Грифитса, малообразованного, легкомысленного, слабовольного. Сущность трагедии Грифитса, кончающего свою жизнь на электрическом стуле, - его социальная неприспособленность к окружающей действительности, сочетающаяся со стремлением выдвинуться, занять исключительное положение, войти в буржуазные круги. Грифитс - жертва американского псевдодемократизма. Как и во всех своих романах, Драйзер в "Американской трагедии" дает широкую картину нравов и быта изображаемой им среды. Д. - художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство - это искусство точного до скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей. Д. передает быт во всех его даже мельчайших подробностях, он вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности (письма Грейс Браун в "Американской трагедии" приводятся почти целиком), цитирует прессу, пространно объясняет биржевые спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий и т. д. Американские критики неоднократно обвиняли Д. в отсутствии стиля, не понимая особой природы его натуралистического стиля. Д. во всех своих произведениях тяготеет к социальным темам, что не мешает ему быть художником-психологом. Беря общественные темы, он перемещает их в плоскость индивидуальной психики, показывая в итоге психологически-индивидуальную сторону больших общественных явлений. Ограничению темы в объеме сопутствует у Драйзера ее углубление. По своей идеологии Д. - представитель радикальной части мелкой буржуазии. В "Трилогии желания" он обнажает хищническую природу Купервуда и его интеллектуальную опустошенность, но в то же время любуется этим спекулянтом: Д. привлекает этот смелый финансовый гигант. В "Гении" положительное разрешение противоречий Витла Д. видит в его отходе от излишней чувственности к искусству. В "Американской трагедии" Драйзер с исключительной симпатией изображает невежественную религиозную фанатичку, мать Грифитса, и священника Мак Миллана. Еще более показательна книга Драйзера "Двенадцать мужчин" (Twelve men, 1919), к-рую составили двенадцать биографических очерков: симпатии автора здесь целиком на стороне представителей мелкой буржуазии ("Питер", "Кэлхен", "Патриарх" и т. д.). Д. принадлежат два сборника рассказов - "Освобождение" (Free and other stories, 1918) и "Цепи" (Chains), в к-рых разрабатываются главным образом психологические и сексуальные мотивы. Им написано также два тома пьес: "Рука гончара" (The hand of the potter, 1919) и "Пьесы естественные и сверхъестественные" (Plays of the natural and the supernatural, 1916), ничего исключительного не представляющие. Ранние очерки Д. о Нью-Иорке собраны в его книге "Картина великого города" (The Colour of a Great City, 1923). "Hey Rub-A-Dub-Dub" [1919] - сборник статей Драйзера, из к-рых наиболее интересна статья "Американский финансист". В 1926 вышел том стихотворений Д.: "Настроения" (Moods, cadenced and declaimed), близких по форме к Уитмену, но упадочных по содержанию. Кроме указанных, Д. написаны еще следующие произведения: "Книга о себе" (A book about myself, 1922, является вторым томом автобиографического цикла; первый том "Заря" закончен Д. в конце 1928, из печати еще не вышел), "Каникулы" (A Hoosier Holiday, 1916) и "Сорокалетний путешественник" (A traveller at forty, 1913) - книги путешествий. В "Галерее женщин" (A gallery of women, 1928) собраны биографические очерки Драйзера, так же как и в книге "Двенадцать мужчин". Как и в последней книге, Драйзер обращается к самым различным общественным слоям, выискивая в них оригинальных, выдающихся людей. Но "Галерея женщин" резко отличается от "Двенадцати мужчин" тем, что Д. подчеркивает сексуальное, именно в половом ищет он объяснения не только чисто субъективных, но и социальных поступков и процессов. Женщина для него - прежде всего существо половое, только в сексуальном видящее смысл и оправдание действительности. Последний роман Драйзера - "This Madness" (Безумие, 1929). Этот роман - свидетельство творческого упадка Драйзера. Он отходит от широкого воспроизведения действительности, замыкает ее в круг узкосубъективных переживаний: "This Madness" представляет собою ряд любовных эпизодов, объединенных тем, что в центре их поставлен один герой - сам автор. После поездки в СССР, в 1928, Д. опубликовал книгу "Драйзер смотрит на Россию" (Dreiser looks at Russia), вызвавших ожесточенную кампанию буржуазной прессы против писателя.- ЭЙНШТЕЙН Альберт
- ХЕПБЕРН Одри
- ВИЛЬСОН Вудро
- ЧАПЛИН Чарли
- ЛИНКОЛЬН Авраам
- ФРАНКЛИН Бенджамин
- ДИРАК Поль Адриен Морис
- РУЗВЕЛЬТ Франклин Делано
- КИПЛИНГ Джозеф Редьярд
- ДИТРИХ Марлен
- МАРК ТВЕН
- ХЕПБЕРН Кэтрин
- РЕЗЕРФОРД Эрнест
- ШАЛЯПИН Федор Иванович
- БОР Нильс
- КЕННЕДИ Джон Фицджералд
- ПО Эдгар Аллан
- ПАУЛИ Вольфганг
- КИЛБИ Джек Сент-Клер
- ЛИ Вивьен
- РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич
- СЭЛИНДЖЕР Джером Дэвид
- СИКОРСКИЙ Игорь Иванович
- ХЕМИНГУЭЙ Эрнест
- КАЛЛАС Мария
- ДЖЕК ЛОНДОН
- ЧЕ ГЕВАРА Эрнесто
- САРОЯН Уильям
- ХИЧКОК Альфред
- РЕМАРК Эрих Мария
- ДЖЕФФЕРСОН Томас
- ГАРБО Грета
- МОНРО Мэрилин
- ДЖЕКСОН Майкл
- КИССИНДЖЕР Генри Алфред
- ВИНЕР Норберт
- ДУНКАН Айседора
- РУЗВЕЛЬТ Теодор
- МАНН Томас
- ШАГАЛ Марк Захарович
- ВАШИНГТОН Джордж
- СИНАТРА Фрэнк
- КАСТРО Фидель
- ПЕК Грегори
- КОППЕРФИЛД Дэвид
- АЙРОНС Джереми
- ТРУМЭН Гарри
- ФУЛТОН Роберт
- РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович
- МАРКОНИ Гульельмо
- ДИСНЕЙ Уолт
- ДЖОБС Стив
- РАССЕЛ Бертран
- ПРЕСЛИ Элвис
- МОХАММЕД АЛИ (боксер)
- УОРХОЛ Энди
- МИТЧЕЛЛ Маргарет
- АРМСТРОНГ Луи
- БАРЫШНИКОВ Михаил Николаевич
- ФЕЙНМАН Ричард Филлипс
- РОКФЕЛЛЕР Джон Дэвидсон
- БРАНДО Марлон
- КИНГ Мартин Лютер
- РИД Джон