испанский кинорежиссер, сценарист, международно признанный лидер «авторского» направления в мировом киноискусстве. Родился в многодетной семье состоятельного землевладельца. Воспитывался в иезуитском колледже в Сарагосе. В поисках будущей профессии сблизился с литераторами «поколения 1898 года» (Ф. Гарсиа Лоркой, Р. Альберти, Х. Гильеном и др.). Существенным фактором для будущего режиссера стал парижский период его жизни в середине 1920-х гг., где он познакомился с группой художников-сюрреалистов (А. Бретон, С. Дали, М. Эрнст, И. Танги. Прокламируемая сюрреалистами «эстетика шока» нашла яркое выражение в совместном дебюте Бунюэля и Дали в немом кинематографе – в ставшей с годами хрестоматийной ленте «Андалузский пес» (1928). Еще больший скандал вызвал их следующий фильм «Золотой век» (1930). Фильм был запрещен к публичному показу на протяжении 50 лет. В годы Гражданской войны Бунюэль, активно пропагандирует национальную культуру за рубежом, работает во Франции, а с 1938 по 1946 гг. – в США. В 1946 г. Бунюэль возобновляет режиссерскую деятельность в Мексике; в 1949 г. принимает мексиканское гражданство. К началу 1960-х гг. он создает около 20 фильмов, работая по преимуществу в рамках канонических коммерческих жанров – мелодрамы, комедии, детектива, порою привнося в них гротескно-сатирическую тональность («Лестница на небо», 1952; приз Международного кинофестиваля в Канне) или, напротив, обостренно-трагедийную («Он», 1953). О беспощадности реализма раннего Бунюэля напоминает фильм «Забытые» (1950; приз за режиссуру Международного кинофестиваля в Канне, 1951), о демократических симпатиях режиссера – «Это называется зарей» (1955), «Смерть в этом саду» (1956), «Лихорадка приходит в Эль-Пао» (1959). Однако подлинная мощь его дарования раскрывается в лентах, сочетающих беспощадную критику социальных основ буржуазного мироустройства с нелицеприятным видением евангельских заветов, например, в фильмах «Назарин» (1958, по роману Б. П. Гальдоса; специальная премия Международного кинофестиваля в Канне) и «Виридиана» (1961; «Золотая пальмовая ветвь» Международного кинофестиваля в Канне); в фильмах-притчах «Симеон-столпник» (1965; специальный приз Международного кинофестиваля в Венеции) и «Млечный путь» (1970). Разные, но в равной мере неутешительные варианты деградации личности в этом обществе предстают в «Дневнике горничной» (1964, по роману О. Мирбо), «Дневной красавице» (1967, по роману Ж. Кесселя; Гран При Международного кинофестиваля в Венеции) и «Тристане» (1970, по роману Б. П. Галдоса). Далее были сняты «Ангел-истребитель» (1962; премия Международного кинофестиваля в Канне), «Скромное обаяние буржуазии» (1972; премия «Оскар», 1973), «Призрак свободы» (1974) и «Этот смутный объект желания» (1977, по роману П. Луиса). Последние годы жизни мастер, удостоенный призов за вклад в мировое киноискусство на кинофестивалях в Сан-Себастьяне (1977), Москве (1979), Венеции (1982), провел в Мексике. На склоне лет, окончательно потеряв слух, а затем и зрение, он рассказал о своей жизни в книге мемуаров «Мой последний вздох» (1982).
Досье личности
БУНЮЭЛЬ Луис
Другое имя: Буньюэль Луис
Имя латиницей: Bunuel Luis
Пол: мужской
Дата рождения: 22.02.1900
Место рождения: Каланда, провинция Нижний Арагон, Испания
Дата смерти: 29.07.1983 Возраст (83)
Место смерти: Мехико, Мексика
Знак зодиака: Рыбы
По восточному: Крыса
География: ИСПАНИЯ, США, ФРАНЦИЯ.
Ключевые слова: искусство, кино, оскар, режиссер.
Anno: 1928
Луис БУНЮЭЛЬ
- АЛЬВАРЕС БРАВО Мануэль (1902 - 2002)
- АЛЬКОРИСА Луис (1918 - 1992)
- АЛЬМОДОВАР Педро (1951 - )
- АРМЕНДАРИС Педро (1912 - 1963)
- АУБ Макс (1903 - 1972)
- БУКЕ Кароль (1957 - )
- ВАЛЕРА РАБАЛЬ Франсиско (1926 - 2001)
- ВИТТИ Моника (1931 - 2022)
- ГАРСИА ЛОРКА Федерико (1898 - 1936)
- ДЕ КОРДОВА Артуро (1905 - 1973)
- ДЕНЕВ Катрин (1943 - )
- ДОМИНГЕС Колумба (1929 - 2014)
- КАМЮ Марсель (1912 - 1982)
- МАРШАЛЬ Жорж Луи Луко (1920 - 1997)
- МОРО Жанна (1928 - 2017)
- ОДРАН Стефан (1932 - 2018)
- РЕЙ Фернандо (1917 - 1994)
- СЕЙРИГ Дельфин (1932 - 1990)
- ТАРКОВСКИЙ Андрей Арсеньевич (1932 - 1986)
- ТЕРЗИЕФФ Лоран (1935 - 2010)
- УЛЬМАН Лив (1938 - )
- ФЕРРЕРИ Марко (1928 - 1997)
- ФИЛИП Жерар (1922 - 1959)
- ЭРНСТ Макс (1891 - 1976)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- АМАДОР де лос Риос
- АМЕНАБАР Алехандро
- АМОРОС Франсиско
- АНГИССОЛА Софонисба
- АНГЛАДА КАМАРАСА Эрменехильдо
- АНГЛЕС Ихинио
- АННА Австрийская (1549)
- АНТОНЕЛЬИ Баутиса
- АПАРИСИО Герреро Антонио
- АРАНДА Педро Пабло Абарка де Болеа
- АРАНДА Рафаэль
- АРБОС Энрике Фернандес
- АРГУЭЛЬЕС Агустин Альварес
- АРЕНАЛ Консепсион
- АРЕСТИ Габриель
- АРЗАХЕЛЬ Ибрагим аз-Заркали
- АРИШИМУНЬО Хосе де
- АРКОНАДА Сесар Муньос
- АРНАЛЬДО ДЕ ВИЛАНОВА
- АРНИЧЕС-и-БАРРЕРА Карлос
- АРНО Жорж
- АРОЛАС Хуан де
- АРРАБАЛЬ Фернандо
- АРСЕ Гаспар Нуньес де
- АСАНЬЯ Мануэль
- АСЕВЕДО Исидоро
- АСОРИН
- АУБ Макс
- АУФФЕНБЕРГ Иосиф фон
- АЯЛА Аделардо Лопес де
- АЯЛА Педро Лопес де
- АЯЛА Франсиско
- БАГРАТИОН-МУХРАНСКАЯ Леонида Георгиевна
- БАДИЯ-И-ЛЕБЛИХ Доминго
- БАКАРИСЕ Сальвадор
- БАКРИ Абу Убайд Абдаллах ибн Абд аль-Азиз аль-Куртуби
- БАЛАГЕР Виктор
- БАЛЕНСИАГА Кристобаль
- БАНДЕРАС Антонио
- БАРАОНА ДЕ СОТО Луис
- БАРБАРА ПОРТУГАЛЬСКАЯ
- БАРБЬЕРИ Франсиско Асенхо
- БАРДЕМ Хуан Антонио
- БАРОХА-И-НЕСИ Пио
- БАСТИДАС Родриго
- БЕЙТС Ральф
- БЕККЕР Густаво Адольфо
- БЕКХЭМ Дэвид
- БЕЛАЛЬКАСАР Себастьян
- БЕЛОН Пьер
- БЕНАВЕНТЕ-И-МАРТИНЕС Хасинто
- БЕНАВИДЕС Мануэль Домингес
- БЕНЕДИКТ XIII (антипапа)
- БЕНЕТ Хуан
- БЕНЛЬУРЕ-И-ХИЛЬ Хосе
- БЕРА
- БЕРГАМИН Хосе
- БЕРГАНСА Тереса
- БЕРЕНГАРИЯ
- БЕРЕНГЕР
- БЕРЕНГЕР РАМОН I
- БЕРЕНГЕР РАМОН II
- БЕРЛАНГА Луис Гарсия
- БЕРМЕХО Бартоломе