испанский кинорежиссер, сценарист, международно признанный лидер «авторского» направления в мировом киноискусстве. Родился в многодетной семье состоятельного землевладельца. Воспитывался в иезуитском колледже в Сарагосе. В поисках будущей профессии сблизился с литераторами «поколения 1898 года» (Ф. Гарсиа Лоркой, Р. Альберти, Х. Гильеном и др.). Существенным фактором для будущего режиссера стал парижский период его жизни в середине 1920-х гг., где он познакомился с группой художников-сюрреалистов (А. Бретон, С. Дали, М. Эрнст, И. Танги. Прокламируемая сюрреалистами «эстетика шока» нашла яркое выражение в совместном дебюте Бунюэля и Дали в немом кинематографе – в ставшей с годами хрестоматийной ленте «Андалузский пес» (1928). Еще больший скандал вызвал их следующий фильм «Золотой век» (1930). Фильм был запрещен к публичному показу на протяжении 50 лет. В годы Гражданской войны Бунюэль, активно пропагандирует национальную культуру за рубежом, работает во Франции, а с 1938 по 1946 гг. – в США. В 1946 г. Бунюэль возобновляет режиссерскую деятельность в Мексике; в 1949 г. принимает мексиканское гражданство. К началу 1960-х гг. он создает около 20 фильмов, работая по преимуществу в рамках канонических коммерческих жанров – мелодрамы, комедии, детектива, порою привнося в них гротескно-сатирическую тональность («Лестница на небо», 1952; приз Международного кинофестиваля в Канне) или, напротив, обостренно-трагедийную («Он», 1953). О беспощадности реализма раннего Бунюэля напоминает фильм «Забытые» (1950; приз за режиссуру Международного кинофестиваля в Канне, 1951), о демократических симпатиях режиссера – «Это называется зарей» (1955), «Смерть в этом саду» (1956), «Лихорадка приходит в Эль-Пао» (1959). Однако подлинная мощь его дарования раскрывается в лентах, сочетающих беспощадную критику социальных основ буржуазного мироустройства с нелицеприятным видением евангельских заветов, например, в фильмах «Назарин» (1958, по роману Б. П. Гальдоса; специальная премия Международного кинофестиваля в Канне) и «Виридиана» (1961; «Золотая пальмовая ветвь» Международного кинофестиваля в Канне); в фильмах-притчах «Симеон-столпник» (1965; специальный приз Международного кинофестиваля в Венеции) и «Млечный путь» (1970). Разные, но в равной мере неутешительные варианты деградации личности в этом обществе предстают в «Дневнике горничной» (1964, по роману О. Мирбо), «Дневной красавице» (1967, по роману Ж. Кесселя; Гран При Международного кинофестиваля в Венеции) и «Тристане» (1970, по роману Б. П. Галдоса). Далее были сняты «Ангел-истребитель» (1962; премия Международного кинофестиваля в Канне), «Скромное обаяние буржуазии» (1972; премия «Оскар», 1973), «Призрак свободы» (1974) и «Этот смутный объект желания» (1977, по роману П. Луиса). Последние годы жизни мастер, удостоенный призов за вклад в мировое киноискусство на кинофестивалях в Сан-Себастьяне (1977), Москве (1979), Венеции (1982), провел в Мексике. На склоне лет, окончательно потеряв слух, а затем и зрение, он рассказал о своей жизни в книге мемуаров «Мой последний вздох» (1982).
Досье личности
БУНЮЭЛЬ Луис
Другое имя: Буньюэль Луис
Имя латиницей: Bunuel Luis
Пол: мужской
Дата рождения: 22.02.1900
Место рождения: Каланда, провинция Нижний Арагон, Испания
Дата смерти: 29.07.1983 Возраст (83)
Место смерти: Мехико, Мексика
Знак зодиака: Рыбы
По восточному: Крыса
География: ИСПАНИЯ, США, ФРАНЦИЯ.
Ключевые слова: искусство, кино, оскар, режиссер.
Anno: 1928
Луис БУНЮЭЛЬ
- АЛЬВАРЕС БРАВО Мануэль (1902 - 2002)
- АЛЬКОРИСА Луис (1918 - 1992)
- АЛЬМОДОВАР Педро (1951 - )
- АРМЕНДАРИС Педро (1912 - 1963)
- АУБ Макс (1903 - 1972)
- БУКЕ Кароль (1957 - )
- ВАЛЕРА РАБАЛЬ Франсиско (1926 - 2001)
- ВИТТИ Моника (1931 - 2022)
- ГАРСИА ЛОРКА Федерико (1898 - 1936)
- ДЕ КОРДОВА Артуро (1905 - 1973)
- ДЕНЕВ Катрин (1943 - )
- ДОМИНГЕС Колумба (1929 - 2014)
- КАМЮ Марсель (1912 - 1982)
- МАРШАЛЬ Жорж Луи Луко (1920 - 1997)
- МОРО Жанна (1928 - 2017)
- ОДРАН Стефан (1932 - 2018)
- РЕЙ Фернандо (1917 - 1994)
- СЕЙРИГ Дельфин (1932 - 1990)
- ТАРКОВСКИЙ Андрей Арсеньевич (1932 - 1986)
- ТЕРЗИЕФФ Лоран (1935 - 2010)
- УЛЬМАН Лив (1938 - )
- ФЕРРЕРИ Марко (1928 - 1997)
- ФИЛИП Жерар (1922 - 1959)
- ЭРНСТ Макс (1891 - 1976)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- ПИТТ Брэд
- ПОЛАНСКИ Роман
- ПОЛЛАК Сидни
- ПРИНС
- ПУАТЬЕ Сидни
- ПЭЛТРОУ Гвинет
- РАДЕМАКЕРС Фонс
- РАЗЕРФОРД Маргарет
- РАЙЛЭНС Марк
- РАЙНЕР Луиза
- РЕДМЭЙН Эдди
- РЕДФОРД Роберт
- РЕЙНОЛЬДС Дебби
- РЕНЕ Ален
- РИД Донна
- РИД Кэрол
- РИЧАРДСОН Тони
- РОББИНС Джером
- РОБЕРТС Джулия
- РОДЖЕРС Джинджер
- РОДЖЕРС Ричард Чарлз
- РОССИФ Фредерик
- РОУЛЕНДС Джина
- РУНИ Микки
- САЙМОН Карли
- САММЕР Донна
- САРАНДОН Сьюзен
- САРОЯН Уильям
- СЕЛЗНИК Дэвид
- СЕН-ЛОРАН Ив
- СИНАТРА Фрэнк
- СИНЬОРЕ Симона
- СКАРФЬОТТИ Фердинандо
- СКОРСЕЗЕ Мартин
- СКОТТ Джордж
- СКОТТ Ридли
- СМИТ Мэгги
- СОНДХАЙМ Стивен
- СОРВИНО Мира
- СПЕЙСЕК Сисси
- СПЕЙСИ Кевин
- СПИЛБЕРГ Стивен
- СТАЙГЕР Род
- СТЕЙХЕН Эдуард
- СТОППАРД Том
- СТОУН Оливер
- СТОУН Шэрон
- СТРЕЙЗАНД Барбра
- СТРИП Мерил
- СТЮАРТ Джеймс (киноактер)
- СТЮАРТ Доналд Огден
- СУОНК Хилари
- ТАНЬ Дунь
- ТАТИ Жак
- ТЕЙЛОР Элизабет
- ТЕМПЛ Ширли
- ТЕРОН Шарлиз
- ТОМПСОН Эмма
- ТРАМБАЛЛ Даглас
- ТРАМБО Далтон
- ТРЕЙСИ Спенсер
- ТРЮФФО Франсуа
- ТЭНДИ Джессика
- УАЙЗ Роберт