испанский кинорежиссер, сценарист, международно признанный лидер «авторского» направления в мировом киноискусстве. Родился в многодетной семье состоятельного землевладельца. Воспитывался в иезуитском колледже в Сарагосе. В поисках будущей профессии сблизился с литераторами «поколения 1898 года» (Ф. Гарсиа Лоркой, Р. Альберти, Х. Гильеном и др.). Существенным фактором для будущего режиссера стал парижский период его жизни в середине 1920-х гг., где он познакомился с группой художников-сюрреалистов (А. Бретон, С. Дали, М. Эрнст, И. Танги. Прокламируемая сюрреалистами «эстетика шока» нашла яркое выражение в совместном дебюте Бунюэля и Дали в немом кинематографе – в ставшей с годами хрестоматийной ленте «Андалузский пес» (1928). Еще больший скандал вызвал их следующий фильм «Золотой век» (1930). Фильм был запрещен к публичному показу на протяжении 50 лет. В годы Гражданской войны Бунюэль, активно пропагандирует национальную культуру за рубежом, работает во Франции, а с 1938 по 1946 гг. – в США. В 1946 г. Бунюэль возобновляет режиссерскую деятельность в Мексике; в 1949 г. принимает мексиканское гражданство. К началу 1960-х гг. он создает около 20 фильмов, работая по преимуществу в рамках канонических коммерческих жанров – мелодрамы, комедии, детектива, порою привнося в них гротескно-сатирическую тональность («Лестница на небо», 1952; приз Международного кинофестиваля в Канне) или, напротив, обостренно-трагедийную («Он», 1953). О беспощадности реализма раннего Бунюэля напоминает фильм «Забытые» (1950; приз за режиссуру Международного кинофестиваля в Канне, 1951), о демократических симпатиях режиссера – «Это называется зарей» (1955), «Смерть в этом саду» (1956), «Лихорадка приходит в Эль-Пао» (1959). Однако подлинная мощь его дарования раскрывается в лентах, сочетающих беспощадную критику социальных основ буржуазного мироустройства с нелицеприятным видением евангельских заветов, например, в фильмах «Назарин» (1958, по роману Б. П. Гальдоса; специальная премия Международного кинофестиваля в Канне) и «Виридиана» (1961; «Золотая пальмовая ветвь» Международного кинофестиваля в Канне); в фильмах-притчах «Симеон-столпник» (1965; специальный приз Международного кинофестиваля в Венеции) и «Млечный путь» (1970). Разные, но в равной мере неутешительные варианты деградации личности в этом обществе предстают в «Дневнике горничной» (1964, по роману О. Мирбо), «Дневной красавице» (1967, по роману Ж. Кесселя; Гран При Международного кинофестиваля в Венеции) и «Тристане» (1970, по роману Б. П. Галдоса). Далее были сняты «Ангел-истребитель» (1962; премия Международного кинофестиваля в Канне), «Скромное обаяние буржуазии» (1972; премия «Оскар», 1973), «Призрак свободы» (1974) и «Этот смутный объект желания» (1977, по роману П. Луиса). Последние годы жизни мастер, удостоенный призов за вклад в мировое киноискусство на кинофестивалях в Сан-Себастьяне (1977), Москве (1979), Венеции (1982), провел в Мексике. На склоне лет, окончательно потеряв слух, а затем и зрение, он рассказал о своей жизни в книге мемуаров «Мой последний вздох» (1982).
Досье личности
БУНЮЭЛЬ Луис
Другое имя: Буньюэль Луис
Имя латиницей: Bunuel Luis
Пол: мужской
Дата рождения: 22.02.1900
Место рождения: Каланда, провинция Нижний Арагон, Испания
Дата смерти: 29.07.1983 Возраст (83)
Место смерти: Мехико, Мексика
Знак зодиака: Рыбы
По восточному: Крыса
География: ИСПАНИЯ, США, ФРАНЦИЯ.
Ключевые слова: искусство, кино, оскар, режиссер.
Anno: 1928
Луис БУНЮЭЛЬ
- АЛЬВАРЕС БРАВО Мануэль (1902 - 2002)
- АЛЬКОРИСА Луис (1918 - 1992)
- АЛЬМОДОВАР Педро (1951 - )
- АРМЕНДАРИС Педро (1912 - 1963)
- АУБ Макс (1903 - 1972)
- БУКЕ Кароль (1957 - )
- ВАЛЕРА РАБАЛЬ Франсиско (1926 - 2001)
- ВИТТИ Моника (1931 - 2022)
- ГАРСИА ЛОРКА Федерико (1898 - 1936)
- ДЕ КОРДОВА Артуро (1905 - 1973)
- ДЕНЕВ Катрин (1943 - )
- ДОМИНГЕС Колумба (1929 - 2014)
- КАМЮ Марсель (1912 - 1982)
- МАРШАЛЬ Жорж Луи Луко (1920 - 1997)
- МОРО Жанна (1928 - 2017)
- ОДРАН Стефан (1932 - 2018)
- РЕЙ Фернандо (1917 - 1994)
- СЕЙРИГ Дельфин (1932 - 1990)
- ТАРКОВСКИЙ Андрей Арсеньевич (1932 - 1986)
- ТЕРЗИЕФФ Лоран (1935 - 2010)
- УЛЬМАН Лив (1938 - )
- ФЕРРЕРИ Марко (1928 - 1997)
- ФИЛИП Жерар (1922 - 1959)
- ЭРНСТ Макс (1891 - 1976)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- КОЛУМБ Христофор
- ДАЛИ Сальвадор
- СЕРВАНТЕС Мигель де
- МАГЕЛЛАН Фердинанд
- ПИКАССО Пабло
- ПЛИНИЙ Старший
- ДОМИНГО Пласидо
- ГОЙЯ Франциско
- ПЛИСЕЦКАЯ Майя Михайловна
- ЛОЙОЛА Игнатий
- ГАУДИ Антонио
- БАНДЕРАС Антонио
- ИБАРРУРИ Долорес
- ГАРСИА ЛОРКА Федерико
- КОРТЕС Эрнан
- КАРЛ V Габсбург
- ВЕСПУЧЧИ Америго
- НЕРУДА Пабло
- ДАЛИ Гала
- БОРХЕС Хорхе Луис
- МЕССЕРШМИТТ Вилли
- КАРЛ IХ ВАЛУА
- КАБАЛЬЕ Монсеррат
- ОРТЕГА-И-ГАСЕТ Хосе
- МЕССИ Лионель
- ИГЛЕСИАС Хулио
- ФРАНКО Франсиско
- МАРКС Лаура
- КАЗАЛЬС Пабло
- ФИЛБИ Ким
- АЛЬБА Каэтана
- ПИСАРРО Франсиско
- МЕРКАДЕР Рамон
- МАРАДОНА Диего Армандо
- ЕЛИЗАВЕТА Валуа
- ДЕ МЕНДОСА Ана
- АЛЬБЕРТИ Рафаэль
- МАРИЯ Терезия Австрийская
- КАРЛ IV Бурбон
- АНГИССОЛА Софонисба
- ДИ СТЕФАНО Альфредо
- ВЕГА Лопе де
- ВЕЛАСКЕС Диего (художник)
- ЭЛЬ ГРЕКО Доменико
- КАВАЛЬЕРИ Лина
- ВАРГАС ЛЬОСА Марио
- ТОРКВЕМАДА Томас
- ФЕРДИНАНД II Арагонский
- ФИЛИПП IV Габсбург
- ИЗАБЕЛЛА Кастильская
- МУРИЛЬО Бартоломе Эстебан
- ОХЕДА Алонсо де
- ФИЛИПП II Габсбург
- КАРЛОС Габсбург
- СОЛАНА Хавьер
- СИКЕЙРОС Давид Альфаро
- САКСОНСКАЯ Мария Амалия
- ЗАКУТО Авраам Бен Шмуэль
- БЕНАВЕНТЕ-И-МАРТИНЕС Хасинто
- НУНЬЕС ДЕ БАЛЬБОА Васко
- КОРОЛЕВА Наталена Андриановна
- БОККЕРИНИ Луиджи
- ПИНЬЯР Блас
- ГРАСИАН-И-МОРАЛЕС Бальтасар