папа Римский (понтификат 24.11.496 – 16.11.498). Римлянин по происхождению; до избрания папой был диаконом в Риме. Его избрание папой было связано с желанием части влиятельных кругов Римской церкви отойти от жесткой линии его предшественников во взаимоотношениях с Византийской церковью, найти точки для примирения и преодолеть т. н. Акакианскую схизму – 35-летний (484-519 церковный раскол между Востоком и Западом, вызванный спорами вокруг «Энотикона» императора Зенона (раскол назван так по имени константинопольского патриарха Акакия; Акакианская схизма стала первым церковным расколом в истории христианства). Сразу после интронизации он отправил епископов Крескония и Германа к Византийскому императору Анастасию I с дружественным посланием, в котором извещал императора о своем избрании, а также выражал надежду на восстановление церковного единства. Анастасий писал, что действенность таинств не зависит от личных качеств совершающего их духовного лица, сравнивал благодать с лучами солнца, которые остаются чистыми и неискаженными, хотя порой проникают сквозь грязнейшие места. На основании этого он, полностью разделяя обвинения против Константинопольского патриарха Акакия и не внося его имени в диптихи, согласился, однако, признать проведенные им крещения и посвящения в сан. Анастасий считал, что восстановление общения между Восточной и Западной церквами после смерти Акакия возможно. Хотя его позиция по отношению к Константинополю формально не отличалась от позиции его предшественников Феликса II (483-492) и Геласия I (492-496), тон послания Анастасия, в котором он заявлял, что единство церкви не должно нарушаться из-за одного справедливо осужденного человека, свидетельствовал о стремлении к восстановлению мира. Но переговоры оказались малоуспешными. Сближение Анастасия с Константинополем, общение с диаконом Фотином, посланцем Фессалоникийского епископа Андрея, приверженца патриарха Акакия (Фотин был направлен папой в Константинополь, чтобы присутствовать на диспутах с представителями Александрийской церкви), вызвали недовольство у части римского духовенства, расценившей сам факт принятия папой Фотина как предательство веры, и создали Анастасию репутацию еретика. В это время папа внезапно скончался, и его противники увидели в этом знак божественного суда (есть версия, что Анастасия отравили именно за это миролюбие). Тем не менее, его имя не было включено в мартирологи, и он стал вторым в списке неканонизированных пап (после Либерия). Данте поместил его в шестом круге ада вместе с еретиками: «Здесь Папа Анастасий заточен / Вослед Фотину правый путь забывший» (Ад. IX 8–9). Похоронен в соборе Св. Петра. После его смерти развернулась борьба за папский престол между Симмахом (498-514) и Лаврентием, признанного антипапой (498, 501-505), которая сопровождалась кровопролитием в Риме. Анастасий II осудил ересь традуционизма – учение, согласно которому душа человека не связана с телом (как полагал креационизм) и появляется в момент зачатия из семени отца (сторонниками традуционизма выступали Тертуллиан и Лютер) и боролся с монофизитством. Из его сочинений сохранились послания 497 г. с изложением веры и послание 498 г. к епископам Галлии с осуждением традуционизма. Приписывавшееся Анастасию поздравительное письмо к франкскому королю Хлодвигу I по случаю его крещения оказалось подделкой французского ученого-эрудита XVII в. Ж. Винье. Прославился Анастасий тем, что принял монаха Дионисия (в 497), пришедшего в Рим с севера (возможно, из Скифии), и поручил ему систематизировать каноны и папские документы – от папы Сириция (384-399) до своего понтификата. Этот свод законов получил название «Диониссиана». Кроме того, Дионисий разработал пасхальные таблицы с 437 по 531 гг. и уточнил дату рождения Иисуса Христа. Он пришел к выводу, что Иисус родился 25 декабря 753 г., считая от основания Рима, и 754 г. является первым годом новой эры. Так родилось понятие «до и после рождества Христова».
Досье личности
АНАСТАСИЙ II (папа)
Имя латиницей: Anastasius II
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.440
Место рождения: Рим, Италия
Дата смерти: 16.11.498 Возраст (58)
Место смерти: Рим, Италия
По восточному: Дракон
Ключевые слова: власть, папа римский, политика, правитель, проповедник, религия, святой.
Anno: 0496
II (папа) АНАСТАСИЙ
- АЛЬВАРАДО Педро Хосе
- АЛЬФАССА Мирра
- АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский)
- АМВРОСИЙ (Протасов)
- АМВРОСИЙ (Юшкевич)
- АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ
- АММОН Кристоф Фридрих фон
- АМОС
- АМПЛИЙ
- АМФИТЕАТРОВ Яков Козьмич
- АНАКЛЕТ II (антипапа)
- АНАСТАСИЙ
- АНАСТАСИЙ (архиепископ)
- АНАСТАСИЙ (епископ)
- АНАСТАСИЙ (проповедник)
- АНАСТАСИЙ I (папа)
- АНАСТАСИЙ II (папа)
- АНАСТАСИЙ III (антипапа)
- АНАСТАСИЙ IV (папа)
- АНАТОЛИЙ (проповедник)
- АНДРЕАС Сунессен
- АНДРЕЙ (Ухтомский)
- АНДРЕЙ (Шептицкий)
- АНДРЕЙ Критский
- АНДРЕЙ Первозванный
- АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ
- АНИКЕТ
- АНКИНДИНОВ Иван
- АНТЕР
- АНТОНИЙ (Блум)
- АНТОНИЙ (старообрядец)
- АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ
- АНТОНИЙ РАДИВИЛОВСКИЙ
- АНТОНИЙ РИМЛЯНИН
- АНТОНИЙ СИЙСКИЙ
- АНТОНИЙ СТАХОВСКИЙ
- АНТОНИН (Грановский)
- АРДАН Иван
- АРИЙ
- АРИСТИД Жан-Бертран
- АРКАДИЙ (Ершов)
- АРМСТРОНГ Генри
- АРНАЛЬДО ДЕ ВИЛАНОВА
- АРСЕНИЙ (Комельский)
- АРСЕНИЙ (Коневский)
- АРСЕНИЙ (Рязанский)
- АРТЕМА
- АРТЕМОН
- АСИНКРИТ
- АТКИНСОН Уильям Уокер
- АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
- АФАНАСИЙ Брестский
- АФИНАГОР Афинский
- АХАИК
- БАЛАБАН Дионисий
- БАНЬЯН Джон
- БАХМЕТЬЕВ Феодор Андреевич
- БАЧИНСКИЙ Александр Гаврилович
- БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ
- БЕЙКЕР Ширли Вальдемар
- БЕЙЛИ Алиса Анна
- БЕМИС Сэмюэл Флэгг
- БЕНЕДИКТ I
- БЕНЕДИКТ II