античный философ, представитель неоплатонизма. Ученик Плотина (с 246), первый из его постоянных слушателей (Плотин считал его своим самым проницательным учеником). До Плотина учился у стоика Лисимаха; чтил пифагорейца и платоника Нумения (как сообщается, собрал и выучил наизусть почти все его сочинения), в то же время возможно испытал влияние философии Крония. В 269/269 г. покинул Рим и переехал в Апамею (Сирия), родной город Нумения, где, вероятно, основал собственную школу. Разработал и систематизировал учение Плотина о тройственности Нуса, неоплатоническую диалектику мифа. Его сочинения не сохранились; сведения о трудах восстанавливаются по различным источникам. Порфирий подчеркивает у Амелия тщательность письменного слова. По сообщениям различных источников, будучи в школе Плотина, он вел записи бесед Плотина и правил написанные им тексты (записи составили ок. 100 книг). Написал «Об отличии учения Плотина от учения Нумения» – против обвинявших Плотина в заимствованиях у Нумения; «О недоумениях Порфирия» – адресованное Порфирию разъяснение учения Плотина о том, что вне Ума нет умопостигаемого; 40 книг против гностика Зостриана – в связи с полемикой кружка Плотина против гностиков. Амелию, вероятно, принадлежали комментарии к диалогам Платона «Тимей», «Государство», «Парменид» и «Филеб»; сочинение «О справедливости согласно Платону»; оригинальное толкование «II Письма» Платона о трех царях (под какими Амелий понимал три ума – ум, который есть умопостигаемое; ум, который обладает умопостигаемым и ум, который созерцает умопостигаемое – которые трое суть три демиурга). Амелию принадлежит толкование «Евангелия от Иоанна», в прологе которого Амелий отождествляет Логос с мировой душой. У Плотина, несмотря на значительную диалектическую системность, многие положения учения еще не достигают терминологического закрепления. О том, что плотиновский Нус имеет тройственный характер – содержит в себе и бытие, и жизнь, и мышление – можно судить по многим текстам Плотина. Амелий фиксирует эту ноуменальную триаду системно-терминологически, отождествляя их с тремя демиургами, тремя царями Платона (которые в диалоге «Тимей» определены как сущий, обладающий и зрящий и соотнесены с Фанетом, Ураном и Кроном орфиков). Он интенсивно проводил также пифагорейскую мистику чисел, подробно характеризуя монаду, диаду, триаду и вообще все первые числа. Признавая единую Мировую Душу, приписывал ей функции, соответствующие определенным числам: монадически душа охватывает внутрикосмических богов, как диада и триада – демонов, как тетрада (2 в квадрате) и эннеада (3 в квадрате) – человеческую жизнь, как октада (2 в кубе) и эйкосигептада (3 в кубе) – доходит до низших пределов мира и с помощью «нечета» и «чета» всему придает совершенство. Этим Амелий послужил одним из источников для специального трактата о числовой мифологии у Ямвлиха.
Досье личности
АМЕЛИЙ Гентилиан
Имя латиницей: Amelius Gentilianus
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.230
Дата смерти: реконструировано 00.00.290 Возраст (60)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Собака
География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: 0250
АМЕЛИЙ Гентилиан
- ТЕРЕНЦИАН Мавр
- ТЕРЕНЦИЙ
- ТЕРТИЙ
- ТЕРТУЛЛИАН Квинт Септимий Флоренс
- ТЕТРИК I Цезарь Гай Пий Эзувий Тетрик Август
- ТИБЕРИЙ (император)
- ТИБЕРИЙ Гемелл
- ТИВУРТИЙ Римский
- ТИМОЛАЙ Понтийский
- ТИМОН
- ТИМОНИЙ Никопольский
- ТИМОФЕЙ (апстольский мессионер)
- ТИМОФЕЙ Сицилийский
- ТИТ
- ТИТ I
- ТИТ Альбуций
- ТИТ Анний Милон
- ТИТ Дидий
- ТИТ Клодий Эприй Марцелл
- ТИТ Лабиен (писатель)
- ТИТ Лабиен (полководец)
- ТИТ ЛИВИЙ
- ТИТ Манлий Империоз Торкват
- ТИТ Манлий Торкват (консул 235 г. до н. э.)
- ТИТ Манлий Торкват (консул 299 г. до н. э.)
- ТИТ ПОМПОНИЙ Аттик
- ТИТ Статилий Тавр (консул 11 г.)
- ТИТ Статилий Тавр (консул 44 г.)
- ТИТ Статилий Тавр (консул-суффект 37 г. до н. э.)
- ТИХИК
- ТОРИЙ Спурий
- ТРАЗЕЯ Пет
- ТРАСИЛЛ
- ТРАЯН Марк Ульпий
- ТРЕБЕЛЛИАН I
- ТРОФИМ (апостол)
- ТРОФИМ Синадский
- ТУРВОН Лангонийский
- УЛЬПИАН
- УРАНИЙ I
- УРБАН I
- УРВАН
- УРВАН Антиохийский
- УРВАН Константинопольский
- УРГУЛАНИЛЛА Плавтия
- УРСИЦИН
- ФАБИАН
- ФАБИЙ ПИКТОР
- ФАБУЛЛ
- ФАВСТ Александрийский
- ФАВСТ Корнелий Сулла Лукулл
- ФАВСТ Корнелий Сулла Феликс
- ФАВСТ Путеольский
- ФАВСТАЗИЙ Никопольский
- ФАВСТИАН Керкирский
- ФАДДЕЙ
- ФАУСТА
- ФАУСТИН I
- ФЕАГЕН Мелитинский
- ФЕДР (баснописец)
- ФЕКЛА Иконийская
- ФЕЛИКИССИМ
- ФЕЛИКС (епископ Византийский)
- ФЕЛИКС I