античный философ, представитель неоплатонизма. Ученик Плотина (с 246), первый из его постоянных слушателей (Плотин считал его своим самым проницательным учеником). До Плотина учился у стоика Лисимаха; чтил пифагорейца и платоника Нумения (как сообщается, собрал и выучил наизусть почти все его сочинения), в то же время возможно испытал влияние философии Крония. В 269/269 г. покинул Рим и переехал в Апамею (Сирия), родной город Нумения, где, вероятно, основал собственную школу. Разработал и систематизировал учение Плотина о тройственности Нуса, неоплатоническую диалектику мифа. Его сочинения не сохранились; сведения о трудах восстанавливаются по различным источникам. Порфирий подчеркивает у Амелия тщательность письменного слова. По сообщениям различных источников, будучи в школе Плотина, он вел записи бесед Плотина и правил написанные им тексты (записи составили ок. 100 книг). Написал «Об отличии учения Плотина от учения Нумения» – против обвинявших Плотина в заимствованиях у Нумения; «О недоумениях Порфирия» – адресованное Порфирию разъяснение учения Плотина о том, что вне Ума нет умопостигаемого; 40 книг против гностика Зостриана – в связи с полемикой кружка Плотина против гностиков. Амелию, вероятно, принадлежали комментарии к диалогам Платона «Тимей», «Государство», «Парменид» и «Филеб»; сочинение «О справедливости согласно Платону»; оригинальное толкование «II Письма» Платона о трех царях (под какими Амелий понимал три ума – ум, который есть умопостигаемое; ум, который обладает умопостигаемым и ум, который созерцает умопостигаемое – которые трое суть три демиурга). Амелию принадлежит толкование «Евангелия от Иоанна», в прологе которого Амелий отождествляет Логос с мировой душой. У Плотина, несмотря на значительную диалектическую системность, многие положения учения еще не достигают терминологического закрепления. О том, что плотиновский Нус имеет тройственный характер – содержит в себе и бытие, и жизнь, и мышление – можно судить по многим текстам Плотина. Амелий фиксирует эту ноуменальную триаду системно-терминологически, отождествляя их с тремя демиургами, тремя царями Платона (которые в диалоге «Тимей» определены как сущий, обладающий и зрящий и соотнесены с Фанетом, Ураном и Кроном орфиков). Он интенсивно проводил также пифагорейскую мистику чисел, подробно характеризуя монаду, диаду, триаду и вообще все первые числа. Признавая единую Мировую Душу, приписывал ей функции, соответствующие определенным числам: монадически душа охватывает внутрикосмических богов, как диада и триада – демонов, как тетрада (2 в квадрате) и эннеада (3 в квадрате) – человеческую жизнь, как октада (2 в кубе) и эйкосигептада (3 в кубе) – доходит до низших пределов мира и с помощью «нечета» и «чета» всему придает совершенство. Этим Амелий послужил одним из источников для специального трактата о числовой мифологии у Ямвлиха.
Досье личности
АМЕЛИЙ Гентилиан
Имя латиницей: Amelius Gentilianus
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.230
Дата смерти: реконструировано 00.00.290 Возраст (60)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Собака
География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: 0250
АМЕЛИЙ Гентилиан
- АБГАР II
- АВЗОНИЙ Децим Магнус
- АВИАН
- АВИВ Самосатский
- АВИВ Эдесский
- АВИДИЙ КАССИЙ I
- АВИМ Маккавей
- АВИТА
- АВКСЕЛИЙ Никопольский
- АВКСЕНТИЙ Никопольский
- АВКСЕНТИЙ Халкидонский
- АВКСИЛИЙ Никопольский
- АВЛ Габиний
- АВЛ Геллий
- АВЛ Гирций
- АВЛ Платорий Непот Апоний Италик Маниллиан
- АВЛ Постумий Альбин Луск
- АВЛ Цецина Пет
- АВРЕЛИЙ АХИЛЛ I
- АВРЕЛИЙ Валерий Туллиан Симмах
- АВРЕЛИЙ ВИКТОР Секст
- АВРЕЛИЯ Котта
- АВРЕОЛ I Маний Ацилий Авреол
- АВТИЦИЙ Никопольский
- АВТОНОМ Италийский
- АВУДИМ Тенедосский
- АВУНДИЙ Римский
- АГАВ
- АГАПИЙ Газский
- АГАПИЙ Кесарийский
- АГАПИЙ Манбиджский
- АГАПИЙ Римский
- АГАПИЙ Сицилийский
- АГАПИЙ Эдесский
- АГАПИТ Палестинский
- АГАПИТ Римский
- АГАПИТ Синадский
- АГАПИЯ Аквилейская
- АГАФАНГЕЛ Есфигменский
- АГАФАНГЕЛ Римлянин
- АГАФИЯ Никомидийская
- АГАФИЯ Панормская
- АГАФОДОР Сардийский
- АГАФОНИКА Пергамская
- АГАФОПОД Солунский
- АГАФОПУС Критский
- АГЛАИДА Римская
- АГНЕССА РИМСКАЯ
- АГРИППА II
- АГРИППА Марк Випсаний
- АГРИППИНА Випсания
- АГРИППИНА Младшая
- АГРИППИНА Римлянская
- АГРИППИНА Старшая
- АГРОН
- АДАМ Раифский
- АДРИАН (монах)
- АДРИАН I Публий Элий
- АДРИАН Коринфский
- АДРИАН Манганейский
- АДРИАН Никомидийский
- АЗА Исаврийский
- АЗАТ Гадиабский
- АЗЕЛ Никопольский