германский деятель Реформации, один из самых деятельных и заслуженных по введению протестантской веры богословов. В 1515 г., желая учиться у Лютера, он отправился в Виттенберг и оставался там десять лет. Был рядом с Лютером, когда тот в 1517 г. опубликовал «Девяносто пять тезисов», и в 1520 г., когда Лютер сжег папскую буллу о своем отлучении от Церкви. В 1519 г. был секретарем Лютера на Лейпцигском диспуте. В 1525 г. Лютер послал его во Франкфурт, чтобы оказать помощь местным реформаторам. Однако позже он вернулся в Эйслебен, где занял место пастора и учителя. В 1536 г. по приглашению Лютера он опять приехал в Виттенберг, где преподавал теологию. Поставил свою подпись под Шмалькальденскими статьями 1537 г. и участвовал в составлении Аугсбургского интерима 1548 г. Именно во время вторичного пребывания в Виттенберге он стал инициатором первой крупной полемики, разгоревшейся среди лютеран (Антиномистский спор). Причины ее отчасти усматривают в тяжелом характере Агриколы, который в разные годы ссорился с Филиппом Меланхтоном, Иоганном Бугенхагеном и Юстом Ионасом. Его легкомысленная самоуверенность и упрямство во всем, что касалось теологической проблематики, лишь создавали дополнительные трудности. Однако главная причина конфликта между Агриколой и Лютером состояла в том, что они по-разному понимали взаимосвязь закона и Евангелия. Антиномистский спор длился, с перерывами, с 1537 по 1540 г. В 1540 г. Агрикола, которому грозило обвинение в ереси, поспешно оставил Виттенберг и переехал в Берлин, где стал придворным проповедником курфюрста Иоахима II Бранденбургского. Он доказывал, что людям достаточно знать о жертве, которую Христос принес во искупление их грехов, а проповедь закона тогда не нужна, даже вредна. На что Лютер отвечал: хотя тяжесть жертвы, принесенной Христом, и свидетельствует о неизмеримости человеческого греха, закон все же следует настойчиво проповедовать и указывать людям на их грехи, опираясь при этом на закон. Агрикола и Лютер написали несколько работ, где, защищая свои взгляды, резко критиковали друг друга. По крайней мере трижды Агрикола приносил официальное раскаяние, однако спор так и не был окончательно разрешен. Сейчас, в ретроспективном видении, позиция Агриколы представляется не столь крайней, как ее оценивал Лютер. Хотя Агрикола в конце концов вернулся на позиции, которые большинство считало безусловно ортодоксальными, Лютер до последнего дня так и не простил его. Агрикола же умер в убеждении, что Лютер его просто не понял. Кроме того, Агрикола написал несколько церковных песнопений и «Tragedia Johannes Huss» (Виттенберг, 1538), также перевел в прозе «Andria» Теренция (Берлин, 1543).
Досье личности
АГРИКОЛА Иоганн
Имя латиницей: Agricola Schinitter
Пол: мужской
Дата рождения: 20.04.1494
Место рождения: Эйслебен, Германия
Дата смерти: 22.09.1566 Возраст (72)
Место смерти: Берлин, Германия
Знак зодиака: Овен
По восточному: Тигр
Ключевые слова: политика, проповедник, религия.
Anno: 1540
Иоганн АГРИКОЛА
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- http://ru.wikipedia.org
- http://idatabase.narod.ru
- КУТБЕРТ
- КЮЙПЕР Абрахам
- ЛАВР
- ЛАВРЕНТИЙ (антипапа)
- ЛАНДАУ Зиша
- ЛАНДОН I
- ЛЕБЕДЕВ Алексей Александрович
- ЛЕВ I Великий (папа)
- ЛЕВ II (папа)
- ЛЕВ III
- ЛЕВ IV (папа)
- ЛЕВ V
- ЛЕВ VI
- ЛЕВ VII
- ЛЕВ VIII
- ЛЕВ X
- ЛЕВ XI
- ЛЕВ XII
- ЛЕВ XIII
- ЛЕОН ИЗ МОДЕНЫ
- ЛИ Хунчжи
- ЛИБЕРИЙ
- ЛИМОНОВ Эдуард Вениаминович
- ЛИН (папа)
- ЛОЙОЛА Игнатий
- ЛОМБАРДИ Уильям
- ЛУКА (евангелист)
- ЛУКА Глубокореченский
- ЛУКА ЖИДЯТА
- ЛУЦИЙ
- ЛУЦИЙ I
- ЛУЦИЙ II
- ЛУЦИЙ III
- ЛЮБАК Анри де
- ЛЮБОМИР (Гузар)
- ЛЮТЕР Мартин
- МАГИД ИЗ МЕЖЕРИЧА
- МАЗДАК
- МАКАРИЙ Каневский
- МАККАВЕЙ Ионатан
- МАКСИМ ГРЕК
- МАКСИМОВ Матео
- МАКХАЛИ ГОСАЛА
- МАЛЬЯ КАЛЬ Рамон
- МАНДЕЛАН Джордж
- МАРИН I
- МАРИН II
- МАРК (папа)
- МАРК ЕВАНГЕЛИСТ
- МАРТИ-И-АЛАНИС Жоан
- МАРТИН I Исповедник
- МАРТИН IV
- МАРТИН V
- МАРЦЕЛЛ I
- МАРЦЕЛЛ II
- МАРЦЕЛЛИН
- МАССИЙОН Жан Батист
- МАХАВИРА
- МАХДИ СУДАНСКИЙ
- МАХМУД АЛЬ-АЛЮСИ
- МЕЛВИЛЛ Эндрю
- МЕЛЕТИЙ ПИГАС
- МЕЛХИСЕДЕК (Паевский)
- МЕНЬ Александр Владимирович