арабский христианский историк X в. Ок. 941 г. составил всемирную хронику – «Книга титулов», одно из первых исторических произведений христиан на арабском языке. Повествование, начинающееся от сотворения мира, доводилось, видимо, до времени Агапия, однако концовка летописи утрачена (текст обрывается на 777 г.). Хроника делится на 2 части, первая содержит пересказ ветхозаветных событий, несколько непоследовательное изложение которых неоднократно прерывается перечнями персидских царей, египетских Птолемеев, эпизодами из римской истории и биографии Александра Македонского, хронологическими расчетами и выкладками. Особое внимание автор уделяет оценке текста Библии как исторического источника; единственно истинным ее вариантом он считает Септуагинту и критикует еврейскую и сирийскую редакции Священного Писания как «сокращенные и испорченные». Кроме того, «Книга титулов» включает сведения по географии, этнографии и другим областям знаний, представляя собой своего рода краткую энциклопедию. Вторая часть летописи повествует о новозаветных событиях, а также о событиях раннехристианской церковной истории, дает краткие сведения о римских, византийских, персидских монархах, описывает ход Вселенских Соборов. Сжатое отвлеченное повествование становится более подробным с началом VII в. Светская история вытесняет церковную, события в халифате отодвигают на второй план византийскую. Самосознание Агапия отличается ярко выраженным сироцентризмом: он ощущает себя скорее человеком Востока, чем византийского мира. Финальный отрезок летописи содержит ряд уникальных сведений, отсутствующих в других источниках. В своей работе он опирался в основном на грекоязычных авторов: Иосифа Флавия, Юлия Африкана, Евсевия Кесарийского и др. Повествование о событиях VII-VIII вв. восходит к сирийским источникам: анонимной христианской хронике, составленной в Сирии в середине VIII в., и историческим трудам маронитского ученого Феофила Эдесского. Использовал он и арабоязычных, в т. ч. мусульманских, авторов (возможно, через посредство Феофила). В свою очередь труд Агапия охотно цитировали позднейшие арабо-мусульманские писатели (например, аль-Масуди); в христианской среде эта хроника имела широкое хождение в течение последующих 9 столетий.
Досье личности
АГАПИЙ Манбиджский
Другое имя: Агапий Иерапольский; Махбуб ибн Кустантин ал-Манбиджи
Имя латиницей: Agapius of Hierapolis; Mahbub ibn-Qustantin; Agapius son of Constantine
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.875
Дата смерти: приблизительно 00.00.942 Возраст (67)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Коза
География: БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ВИЗАНТИЯ, КРЫМ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: знание, историк, наука, религия.
Anno: 0941
Манбиджский АГАПИЙ
- ВОЛОШИН Максимилиан Александрович
- НИКОЛАЙ I Павлович
- ТУРБИНА Ника Георгиевна
- НАХИМОВ Павел Степанович
- КОЛЧАК Александр Васильевич
- СИРКО Иван
- МИТРИДАТ VI Евпатор
- МИНИХ Бурхард Кристоф
- БАРЫШЕВ Николай Андреевич
- СЛУДСКАЯ Александра Александровна
- ДЕВЛЕТ-ГИРЕЙ I
- МЕШКОВ Юрий Александрович
- НАЙТИНГЕЙЛ Флоренс
- ФИШЕР Джон Арбетнот
- ФЕНТОН Роджер
- ААРОН бен ИОСИФ
- БАРБОВИЧ Иван Гаврилович
- ГАСПРИНСКИЙ Исмаил
- ДОНДУКОВ-КОРСАКОВ Алексей Михайлович
- ОРЛОВ Владимир Натанович
- САГАЙДАЧНЫЙ Петр Кононович
- ИБН БАТТУТА Абу Абдаллах Мухаммед
- АЛЯДИН Шамиль
- ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич
- КЕЛЧЕВСКИЙ Анатолий Киприянович
- НАБОКОВ Владимир Дмитриевич
- РУБРУК Виллем де
- ЕВМЕЛ
- БОЛДОВ Лев Роальдович
- БИРЮКОВ Николай Зотович
- БРЕДОВ Николай Эмильевич
- ДЕВЛЕТ-ГИРЕЙ II
- УРУСОВ Петр Арсланович
- АСКОЛИ Эмиддио Дортелли де
- АРСЛАН ГЕРАЙ
- ДЖЕМИЛЕВ Мустафа
- АГАФОДОР Херсонесский
- ВАСИЛИЙ Херсонесский
- САФА-ГИРЕЙ
- СКИЛУР
- ТОХТАМЫШ
- ФАРНАК II
- ЕФЕРИЙ Херсонесский
- ЕЛПИДИЙ Херсонесский
- ЕФРЕМ Херсонесский
- ИСЛАМ-ГИРЕЙ III
- ЛЕВКОН I
- МЕНГЛИ-ГИРЕЙ I
- МИТРИДАТ VIII
- МУХАММЕД-ГИРЕЙ
- САТИР I
- ХАДЖИ-ГИРЕЙ
- ЕВГЕНИЙ Херсонесский
- ХАЙДАР-ГИРЕЙ I
- НУР ДЕВЛЕТ-ГИРЕЙ I
- МАГМЕТ-ГИРЕЙ I
- КАЗЫ-ГИРЕЙ I
- СААДАТ-ГИРЕЙ I
- ИСЛАМ-ГИРЕЙ I
- МАГМЕТ-ГИРЕЙ II
- МУРАТ-ГИРЕЙ I
- ИСЛАМ-ГИРЕЙ II
- КАЗЫ-ГИРЕЙ II
- ФАТХ-ГИРЕЙ I