арабский христианский историк X в. Ок. 941 г. составил всемирную хронику – «Книга титулов», одно из первых исторических произведений христиан на арабском языке. Повествование, начинающееся от сотворения мира, доводилось, видимо, до времени Агапия, однако концовка летописи утрачена (текст обрывается на 777 г.). Хроника делится на 2 части, первая содержит пересказ ветхозаветных событий, несколько непоследовательное изложение которых неоднократно прерывается перечнями персидских царей, египетских Птолемеев, эпизодами из римской истории и биографии Александра Македонского, хронологическими расчетами и выкладками. Особое внимание автор уделяет оценке текста Библии как исторического источника; единственно истинным ее вариантом он считает Септуагинту и критикует еврейскую и сирийскую редакции Священного Писания как «сокращенные и испорченные». Кроме того, «Книга титулов» включает сведения по географии, этнографии и другим областям знаний, представляя собой своего рода краткую энциклопедию. Вторая часть летописи повествует о новозаветных событиях, а также о событиях раннехристианской церковной истории, дает краткие сведения о римских, византийских, персидских монархах, описывает ход Вселенских Соборов. Сжатое отвлеченное повествование становится более подробным с началом VII в. Светская история вытесняет церковную, события в халифате отодвигают на второй план византийскую. Самосознание Агапия отличается ярко выраженным сироцентризмом: он ощущает себя скорее человеком Востока, чем византийского мира. Финальный отрезок летописи содержит ряд уникальных сведений, отсутствующих в других источниках. В своей работе он опирался в основном на грекоязычных авторов: Иосифа Флавия, Юлия Африкана, Евсевия Кесарийского и др. Повествование о событиях VII-VIII вв. восходит к сирийским источникам: анонимной христианской хронике, составленной в Сирии в середине VIII в., и историческим трудам маронитского ученого Феофила Эдесского. Использовал он и арабоязычных, в т. ч. мусульманских, авторов (возможно, через посредство Феофила). В свою очередь труд Агапия охотно цитировали позднейшие арабо-мусульманские писатели (например, аль-Масуди); в христианской среде эта хроника имела широкое хождение в течение последующих 9 столетий.
Досье личности
АГАПИЙ Манбиджский
Другое имя: Агапий Иерапольский; Махбуб ибн Кустантин ал-Манбиджи
Имя латиницей: Agapius of Hierapolis; Mahbub ibn-Qustantin; Agapius son of Constantine
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.875
Дата смерти: приблизительно 00.00.942 Возраст (67)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Коза
География: БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ВИЗАНТИЯ, КРЫМ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: знание, историк, наука, религия.
Anno: 0941
Манбиджский АГАПИЙ
- ГЕРМОГЕН Тарсский
- АММИАН Марцеллин
- ГЕЙЗЕРИХ
- ТАЦИТ Публий Корнелий
- ПЕРТИНАКС I
- ТРАСИЛЛ
- ГАЙ Петелий Либон Визол
- АЛЕКСАНДР СЕВЕР Марк Аврелий
- АВЛ Геллий
- ФИВЕЯ
- МАМАНТ Кесарийский
- ПРОБ I
- КЛАВДИЙ II ГОТСКИЙ
- ЦЕЗОНИЯ Милония
- БРИТАННИК
- АПФИЯ Колосская
- АПОЛЛОНИЙ Тианский
- АЛАРИХ I
- АВУДИМ Тенедосский
- АДРИАН Коринфский
- БОУДИККА
- АВЛ Гирций
- ХАРИТОН Афродисийский
- ДИОНИСИЙ Кассий Лонгин
- ЛУКА (евангелист)
- НАРКИСС
- ОНИСИМ (апостол от 70)
- ПАРМЕН (апостол)
- ПОРФИРИЙ (философ)
- АРХИЙ Лициний Авл
- ИОАНН (римский император)
- МАЙОРИАН
- ДИОНИСИЙ Ареопагит
- ДИОН Хрисостом
- АППИЙ Клавдий Пульхр (консул 54 г. до н. э.)
- ПОЛИЭН
- ЭЛИАН Тактик
- АБГАР II
- КСЕНАРХ (философ)
- АМЕЛИЙ Гентилиан
- АТТИК (философ)
- ТАВР Кальвен
- ЭЛИЙ Геродиан
- ГИЕРОКЛ (стоик)
- АВЛ Габиний
- ГАЙ Целий Кальд
- АНТОНИЯ Старшая
- ДИДИМ Музыкант
- КОРНУТ
- АВЛ Цецина Пет
- АЛЕКСАНДР Полигистор
- ГАЙ Ганник
- ЭГИДИЙ (магистр армии)
- ГОДАГИСЛ
- ГУНДЕРИХ
- ХУНЕРИХ
- ПАВЛИН Ноланский
- АНТИНОЙ
- СТЕФАН I (папа)
- СУЛЛА Луций Корнелий Феликс
- ФЕОДОТ Кесарийский
- ИОАНН VIII
- РУФИНА Кесарийская
- ПАУЛИНА Лоллия