арабский христианский историк X в. Ок. 941 г. составил всемирную хронику – «Книга титулов», одно из первых исторических произведений христиан на арабском языке. Повествование, начинающееся от сотворения мира, доводилось, видимо, до времени Агапия, однако концовка летописи утрачена (текст обрывается на 777 г.). Хроника делится на 2 части, первая содержит пересказ ветхозаветных событий, несколько непоследовательное изложение которых неоднократно прерывается перечнями персидских царей, египетских Птолемеев, эпизодами из римской истории и биографии Александра Македонского, хронологическими расчетами и выкладками. Особое внимание автор уделяет оценке текста Библии как исторического источника; единственно истинным ее вариантом он считает Септуагинту и критикует еврейскую и сирийскую редакции Священного Писания как «сокращенные и испорченные». Кроме того, «Книга титулов» включает сведения по географии, этнографии и другим областям знаний, представляя собой своего рода краткую энциклопедию. Вторая часть летописи повествует о новозаветных событиях, а также о событиях раннехристианской церковной истории, дает краткие сведения о римских, византийских, персидских монархах, описывает ход Вселенских Соборов. Сжатое отвлеченное повествование становится более подробным с началом VII в. Светская история вытесняет церковную, события в халифате отодвигают на второй план византийскую. Самосознание Агапия отличается ярко выраженным сироцентризмом: он ощущает себя скорее человеком Востока, чем византийского мира. Финальный отрезок летописи содержит ряд уникальных сведений, отсутствующих в других источниках. В своей работе он опирался в основном на грекоязычных авторов: Иосифа Флавия, Юлия Африкана, Евсевия Кесарийского и др. Повествование о событиях VII-VIII вв. восходит к сирийским источникам: анонимной христианской хронике, составленной в Сирии в середине VIII в., и историческим трудам маронитского ученого Феофила Эдесского. Использовал он и арабоязычных, в т. ч. мусульманских, авторов (возможно, через посредство Феофила). В свою очередь труд Агапия охотно цитировали позднейшие арабо-мусульманские писатели (например, аль-Масуди); в христианской среде эта хроника имела широкое хождение в течение последующих 9 столетий.
Досье личности
АГАПИЙ Манбиджский
Другое имя: Агапий Иерапольский; Махбуб ибн Кустантин ал-Манбиджи
Имя латиницей: Agapius of Hierapolis; Mahbub ibn-Qustantin; Agapius son of Constantine
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.875
Дата смерти: приблизительно 00.00.942 Возраст (67)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Коза
География: БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ВИЗАНТИЯ, КРЫМ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: знание, историк, наука, религия.
Anno: 0941
Манбиджский АГАПИЙ
- БРАУН-БЛАНКЕ Жозиас
- РЮБЕЛЬ Эдуард Август
- КОРНЕР Эдред Джон Генри
- КРУАЗА Леон
- КОГОН Ойген
- ШНАППЕР Доминик
- ХИГГИНС Розалин
- НАГЕЛЬ Томас
- БУРКЕРТ Вальтер
- АТТ Навий
- ХЕРЕМОН Александрийский
- ПУБЛИЙ Муций Сцевола (консул 133 г. до н. э.)
- ЛУЦИЙ Кальпурний Пизон Фруги (консул)
- СЕМПРОНИЙ Азеллион
- СИЗЕННА
- НОНИЙ Марцелл
- СИМОНИ Чарльз
- ШУКОР Шейх Музафар
- УОКЕР Шеннон
- МОРСЕЙ Рудольф
- ДЕМУС Отто
- БАРБЕРО Матюрен Огюст Бальтазар
- ЛЕВИ Зигмунд
- ФАЙСТ Иммануэль
- БЕЛЛ Александер Мелвилл
- ЕВНАПИЙ
- МАРСИЛИЙ ИНГЕНСКИЙ
- ГИТО Шарль Джулиус
- ПОМПОНИЙ Мела
- СЕРВИЙ
- КВАДРИГАРИЙ
- ВЕТТИЙ Агорий Претекстат
- ЭДЕСИЙ Каппадокийский
- КЛАВДИЙ МАКСИМ
- РУСТИК
- РЕММИЙ ПАЛЕМОН
- ЛИПСИЙ Юст
- НИГИДИЙ ФИГУЛ
- ХАРИЗИЙ
- ДИОМЕД Грамматик
- АГАПИЙ Манбиджский
- АПИОН (грамматик)
- ПАПИРИЙ ФАБИАН
- ОДЕН Морис
- ПОССЕЛЬ Рене де
- ШАРИАТИ Али
- ФРЕЙРЕ Паулу
- аль-АСУАНИ Аля
- АХМЕТОВ Даниал Кенжетаевич
- КЕУКЫ Лим
- АЗМЕ Башир
- МАРЗУКИ Монсеф
- БОР Фред
- КАРЕФА-СМАРТ Джон
- БЕССЛЕР Иоганн Эрнст Элиас
- ПАККАРД Мишель-Габриэль
- ТИТОВ Анатолий Кириллович
- ГЕРАСИМОВ Тодор
- МАЙНЦЕР Клаус
- ГУБЕРТИ Николай Васильевич
- АХМЕДОВ Гасан Абдул Али оглы
- БУДАГОВ Рубен Александрович
- МЕЛИК-СТЕПАНЯН Арам Матвеевич
- МУРАДЯН Матевос Оганесович