арабский христианский историк X в. Ок. 941 г. составил всемирную хронику – «Книга титулов», одно из первых исторических произведений христиан на арабском языке. Повествование, начинающееся от сотворения мира, доводилось, видимо, до времени Агапия, однако концовка летописи утрачена (текст обрывается на 777 г.). Хроника делится на 2 части, первая содержит пересказ ветхозаветных событий, несколько непоследовательное изложение которых неоднократно прерывается перечнями персидских царей, египетских Птолемеев, эпизодами из римской истории и биографии Александра Македонского, хронологическими расчетами и выкладками. Особое внимание автор уделяет оценке текста Библии как исторического источника; единственно истинным ее вариантом он считает Септуагинту и критикует еврейскую и сирийскую редакции Священного Писания как «сокращенные и испорченные». Кроме того, «Книга титулов» включает сведения по географии, этнографии и другим областям знаний, представляя собой своего рода краткую энциклопедию. Вторая часть летописи повествует о новозаветных событиях, а также о событиях раннехристианской церковной истории, дает краткие сведения о римских, византийских, персидских монархах, описывает ход Вселенских Соборов. Сжатое отвлеченное повествование становится более подробным с началом VII в. Светская история вытесняет церковную, события в халифате отодвигают на второй план византийскую. Самосознание Агапия отличается ярко выраженным сироцентризмом: он ощущает себя скорее человеком Востока, чем византийского мира. Финальный отрезок летописи содержит ряд уникальных сведений, отсутствующих в других источниках. В своей работе он опирался в основном на грекоязычных авторов: Иосифа Флавия, Юлия Африкана, Евсевия Кесарийского и др. Повествование о событиях VII-VIII вв. восходит к сирийским источникам: анонимной христианской хронике, составленной в Сирии в середине VIII в., и историческим трудам маронитского ученого Феофила Эдесского. Использовал он и арабоязычных, в т. ч. мусульманских, авторов (возможно, через посредство Феофила). В свою очередь труд Агапия охотно цитировали позднейшие арабо-мусульманские писатели (например, аль-Масуди); в христианской среде эта хроника имела широкое хождение в течение последующих 9 столетий.
Досье личности
АГАПИЙ Манбиджский
Другое имя: Агапий Иерапольский; Махбуб ибн Кустантин ал-Манбиджи
Имя латиницей: Agapius of Hierapolis; Mahbub ibn-Qustantin; Agapius son of Constantine
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.875
Дата смерти: приблизительно 00.00.942 Возраст (67)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Коза
География: БЛИЖНИЙ ВОСТОК, ВИЗАНТИЯ, КРЫМ, РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: знание, историк, наука, религия.
Anno: 0941
Манбиджский АГАПИЙ
- АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ Генрих Корнелий
- АГРИППИН
- АГРИППИНА Римлянская
- АДАЛЬБЕРТ (антипапа)
- АДАЛЬБЕРТ (епископ)
- АДАЛЬБЕРТ БРЕМЕНСКИЙ
- АДАЛЬБЕРТ МАГДЕБУРГСКИЙ
- АДАЛЬВИН
- АДАМ
- АДАМ Раифский
- АДЕОДАТ I
- АДЕОДАТ II
- АДРИАН (монах)
- АДРИАН (патриарх)
- АДРИАН I
- АДРИАН II
- АДРИАН III
- АДРИАН IV
- АДРИАН V
- АДРИАН VI
- АДРИАН Волоколамский
- АДРИАН Коринфский
- АДРИАН Манганейский
- АДРИАН Монзенский
- АДРИАН Никомидийский
- АДРИАН Ондрусовский
- АДРИАН Пошехонский
- АДРИАН Угличский
- аз-ЗАВАХИРИ Айман
- АЗА Исаврийский
- АЗАРИЯ Вавилонский
- АЗАРИЯ Пророк
- АЗАТ Гадиабский
- АЗЕЛ Никопольский
- АЗЕЛЛА Римская
- АИФАЛ Арбельский
- АЙВАЗОВСКИЙ Гаврил Константинович
- АЙДЛИЦ Вальтер
- АЙША
- АКАКИЙ (патриарх Константинопольский)
- АКАКИЙ Апамейский, Милетский
- АКАКИЙ Каппадокиянин, Византийский
- АКАКИЙ Кесарийский
- АКАКИЙ Мелитинский (чудотворец)
- АКАКИЙ Новый
- АКАКИЙ Новый Афонский
- АКАКИЙ Прусский
- АКАКИЙ Птолемаидский
- АКАКИЙ Севастийский
- АКАКИЙ Синайский
- АКАКИЙ Тверской и Кашинский
- АКАКИЙ Угличский
- АКБАР I Великий
- АКВАВИВА Клавдио
- АКВИЛА Каспар
- АКВИЛОНОВ Евгений Петрович
- АКЕПСИМ Наессонский
- АКИБА БЕН ЙОСЕФ
- АКИЛА
- АКИЛА Трапезундский
- АКИЛИНА Младшая
- АКИЛИНА Старшая
- АКИНДИН I Печерский
- АКИНДИН II Печерский