китайский философ, вместе с Хуэй Ши был ведущим представителем т. н. «школы имен» («мин-цзя») и традиции «бянь» (эристика, диалектика, софистика). Сведений о его личной жизни или карьере не сохранились. Согласно трактату «Ши цзи», он, с одной стороны, представлен учеником Конфуция, бывшим младше учителя на 53 года, т. е. родившимся в 498 до н. э., а с другой – гостем чжаоского княжича Пинъюань-цзюня, умершего в 251 до н. э., и собеседником философа Цзоу Яня (ок. 305 – ок. 240 до н. э.), с которым они обсуждали «совершенный Путь» («чжи дао»). Согласно другим историческим трудам, философу приписывают родство с правителем государства Вэй Вэнь-хоу, а также сообщается, что он был учителем членов академии Цзи ся – Сун Цзяня, Пэн Мэна, Тянь Паня и Инь Вэня, живших в 4 в. до н. э. Несмотря на несоответствие дат рождения мыслителя, традиционные ученые, т. к. Сыма Чжэн, Чжан Шоуцзе, Ян Шэнь, Кан Ювэй и др. считали его младшим современником Конфуция, дожившим до середины 3 в. до н. э. Но, начиная с Ван Инлиня и Гуй Югуана, стала развиваться гипотеза о существовании в древности двух разных лиц с одним именем Гунсунь Лун: первый по прозвищу Цзы-Ши из государства Чу или Вэй, второй – Цзы-Бин из Чжоу. Ее приняли некоторые современные исследователи и переводчики, но в ней сохраняются противоречия с древнейшими источниками.
Ху Ши вслед за Лу Шэном считал Гунсунь Луна моистом, а Го Можо – сторонником даосизма. Однако древнейшие источники и большинство современных специалистов видят в нем представителя самостоятельной школы (позже названной «мин-цзя»), внутри которой его главным оппонентом, согласно Фэн Юланю, был Хуэй Ши. В принадлежащем ему трактате «Гунсунь Лунцзы» выдвигается получивший известность в китайской философии парадокс «белая лошадь – не лошадь». Доказательством этого служит, во-первых, то, что понятие «лошадь» относится к форме, понятие же «белая» – к цвету, следовательно, они не совпадают друг с другом. Во-вторых, понятие «лошадь» шире по объему, чем понятие «белая лошадь». Ему принадлежат и другие парадоксы, напоминающие апории З. Элейского (например, «летящая стрела не находится ни в движении, ни в покое»). Ввел понятие «чжи» (буквально «указатели»), обозначающее существующие независимо от вещей атрибуты, через которые вещи себя обнаруживают. Некоторые исследователи проводят аналогию между этими атрибутами и идеями Платона. Раскрывал смысл «чжи» в парадоксальных характеристиках: мир как все множество вещей подлежит «чжи», поскольку любая вещь доступна номинативному указанию, но этого нельзя сказать о мире как едином целом (Поднебесной), определяя вещи, «чжи» в то же время определяемы ими, ибо не существуют без них и т. д.