древнегреческий философ, представитель античного атомизма, ученик Анаксарха из Абдеры, последователя Метродора Хиосского. Также слушал скептика Пиррона, некоторое время бывшего в числе учеников Анаксарха; вместе с Тимоном из Флиунта и Гекатеем из Абдеры он назван у Диогена «пирроновцем». Античные авторы, выстраивая линию преемства от Демокрита до Эпикура, заключительным соединительным звеном в ней видят именно Навсифана. Он важен как представитель последемокритовского атомизма, включавшего элементы скептического учения. О нем как учителе Эпикура сообщают Цицерон, Диоген Лаэртий (со ссылкой на Аполлодора), Климент Александрийский и др., в т. ч. Суда; вместе с тем известно об отрицании самим Эпикуром этого ученичества, по крайней мере его пользы и философской значимости. Цицерон, напротив, говорит, что Эпикур не отрицал, что слушал Навсифана, но «осыпал его всякими ругательствами»; Секст Эмпирик приводит часть высказываний о нем, цитируя его «Письмо к философам Митилены», из которых, во всяком случае ясно, что Эпикур действительно слушал его в ранней молодости, предпочитая учебе веселое гулянье с товарищами. Предполагается, что Эпикур слушал его сразу после первых уроков философии у платоника Памфилия; школу Навсифана на о. Теос он посещал с 327 по 324 гг. до н. э. В биографии Пиррона у Диогена Лаэртия говорится, что «Эпикур часто расспрашивал его [Навсифана] о Пирроне». По словам Секста Эмпирика, он «серьезно занимался науками, особенно риторикой». О сочинениях его, однако, почти ничего не известно за единственным исключением, что он был автором сочинения «Треножник», в котором излагалась этика, физика и логика. В каждой из частей «Треножника» еще с древности усматривали источник некоторых философских утверждений Эпикура. Логическая часть – вероятный источник «Каноники» Эпикура (согласно Аристону Хиосскому). В этике Навсифану приписывается введение термина «несмутимость» вместо демокритовской «неустрашимости». О физической части «Треножника» содержательных откликов не сохранилось, однако у Диогена Лаэртия среди маргинальной информации об антипатии между Эпикуром и Навсифаном можно найти сведения (источником которых назван порвавший с Эпикуром Тимократ, брат Метродора) о том, что в своем главном натурфилософском сочинении «О природе» Эпикур много полемизирует, и особенно активно с Навсифаном. В круг его интересов входили также математика, музыка и риторика. Представления философа о риторике критически обсуждаются в трактате эпикурейца Филодема из Гадары «О риторике».
Досье личности
НАВСИФАН
Имя латиницей: Nausiphanes
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.360 до н.э.
Дата смерти: реконструировано 00.00.300 до н.э. Возраст (60)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Обезьяна
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, наука, философ.
Anno: -0320
НАВСИФАН
- АНАКСАРХ (380 до н.э. - 320 до н.э.)
- АПОЛЛОДОР Афинский (180 до н.э. - 119 до н.э.)
- АРИСТОН Хиосский (285 до н.э. - 210 до н.э.)
- ГЕКАТЕЙ Абдерский (360 до н.э. - 290 до н.э.)
- ДЕМОКРИТ (460 до н.э. - 370 до н.э.)
- ДИОГЕН Лаэртий (357 до н.э. - 298 до н.э.)
- КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Тит Флавий (150 - 215)
- МЕТРОДОР из Лампсака (младший) (330 до н.э. - 277 до н.э.)
- МЕТРОДОР Хиосский (390 до н.э. - 345 до н.э.)
- ПИРРОН из Эллиды (365 до н.э. - 275 до н.э.)
- СЕКСТ Эмпирик (170 - 220)
- ТИМОН из Флиунта (320 до н.э. - 230 до н.э.)
- ФИЛОДЕМ из Гадары (110 до н.э. - 35 до н.э.)
- ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106 до н.э. - 43 до н.э.)
- ЭПИКУР (342 до н.э. - 271 до н.э.)