древнегреческий лирический поэт, получивший прозвище «безбожник». Согласно Суде жил после Пиндара и Вакхилида, но до Меланнипида Старшего, сочинял дифирамбы и энко-мии. Элиан упоминает его как сподвижника Никодора, автора мантинейского законодательства, которое высоко оценивал Аристотель. В юности Диагор был благочестив, но отверг мнение общества о богах, став жертвой клятвопреступления. Он высмеивал суеверия, отвергал элевсинские мистерии, а также учение орфиков и культ кабиров. Его воззрения, вероятно, были близки учениям киников; не случайно традиция приписывает одни и те же насмешливые замечания о ритуалах и мифологии Диагору и Диогену Синопскому. Арабский историк аль-Мубашшир ибн Фатик, пользовавшийся «Историей философии» Порфирия, отмечал, что он был обвинен в безбожии в Афинах во время правления архонта Хария. Это произошло не позднее 415 г. до н. э., года постановки «Птиц» Аристофана, в которых цитируется приговор. Диагор бежал из Афин в Пеллену или до, или сразу после вынесения смертного приговора. Мелант в сочинении «О мистериях» приводит текст псефизмы, выбитый на медной стеле, поставленной на акрополе: «Тот, кто убьет Диагора Мелийца, получит золотой талант, тот, кто приведет его живого – получит два». Жители Пеллены не захотели выдать Диагора афинянам, тогда те обратились за помощью к Пелопоннесскому союзу. О точной дате и месте смерти Диагора ничего не известно; Афиней в «Пирующих софистах» замечает, что он погиб в результате кораблекрушения. Вероятно, это вымысел, возникший, чтобы доказать, что божья кара все-таки настигла безбожника, тем более, что подобная легенда существует и об избежавшем наказания Протагоре. Диагор известен как автор сочинения, отвергающего традиционные представления о богах. Р. Янко, вопреки мнению других исследователей, считает, что в т. н. Дервенийском папирусе содержится фрагмент этого трактата Диагора, в котором, исходя из натурфилософии Анаксагора, критикуется орфическая космогония. Он был включен Клитомахом Карфагенским (середина II в. до н. э.) в список греческих безбожников, наряду с Продиком, Протагором, Феодором, Эпикуром. Эпикурейские авторы, а также Цицерон, Плутарх, Лактанций и Арнобий указывали, что он совершенно отрицает богов и провидение, в отличие от Климента Александрийского, считавшего, что Диагор приобрел славу атеиста только потому, что познал ложность языческой религии, еще не познав истины, но заложив ее семя.
Досье личности
ДИАГОР Мелосский
Имя латиницей: Diagoras of Melos; Diagoras the Atheist
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.485 до н.э.
Дата смерти: реконструировано 00.00.425 до н.э. Возраст (60)
Знак зодиака: Неизвестно
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: литература, поэт.
Anno: -0415
ДИАГОР Мелосский
- АНАКСАГОР из Клазомен (499 до н.э. - 428 до н.э.)
- АРИСТОТЕЛЬ (384 до н.э. - 322 до н.э.)
- АРИСТОФАН (драматург) (446 до н.э. - 386 до н.э.)
- АРНОБИЙ (240 - 290)
- АФИНЕЙ (180 - 240)
- ВАКХИЛИД (492 до н.э. - 433 до н.э.)
- ДИОГЕН из Эноанды (100 - 160)
- ДИОГЕН Синопский (410 до н.э. - 323 до н.э.)
- КЛАВДИЙ ЭЛИАН (170 - 230)
- КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Тит Флавий (150 - 215)
- КЛИТОМАХ (145 до н.э. - 70 до н.э.)
- ЛАКТАНЦИЙ Люций Целий Фирмиан (242 - 319)
- ПИНДАР (518 до н.э. - 438 до н.э.)
- ПЛУТАРХ (46 - 127)
- ПОРФИРИЙ (философ) (233 - 304)
- ПРОДИК Кеосский (465 до н.э. - 395 до н.э.)
- ПРОТАГОР из Абдер (480 до н.э. - 410 до н.э.)
- ФЕОДОР из Кирены (философ) (340 до н.э. - 250 до н.э.)
- ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106 до н.э. - 43 до н.э.)
- ЭПИКУР (342 до н.э. - 271 до н.э.)