испанский художник. Происходил из семьи ремесленника-позолотчика. В 1760 г. учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса, в 1766 г. – в Мадриде у Ф. Байеу, на сестре которого, Хосефе, женился в 1773 г. В 1770-1771 гг. посетил Италию; на конкурсе Пармской Академии получил 2-ю премию за картину «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные им земли Италии». В 1771 г. вернулся в Сарагосу, где выполнил первые заказные работы, в т. ч. фрески одного из куполов собора Нуэстра Сеньора дель Пилар. С 1773 г. жил и работал в Мадриде. В 1780 г. был избран в Академию Сан Фернандо, с 1785 г. стал ее вице-директором, а с 1795 г. – директором ее живописного отделения. В 1786 г. был назначен придворным живописцем, с 1799 г. – «первый живописец короля». В годы реакции в 1824 г. эмигрировал в Бордо, посетил Париж, в 1826 и 1827 гг. совершил краткие поездки в Мадрид. Писал портреты, картины на религиозные, мифологические, бытовые и исторические сюжеты, выполнял стенные росписи и картоны для шпалер, офорты, литографии, рисунки. Первый значительный успех ему принесли две серии (1776-1791) многочисленных панно (картонов для ковров), созданных для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде. Эту декоративную живопись, изображавшую уличные сценки, празднества, прогулки, игры городской молодежи, художник обогатил новыми композициями, укрупнением фигур, красочностью колористических находок («Завтрак на берегу Мансанареса», 1776; «Зонтик», 1777; «Маха и ее поклонники», 1777; «Слепой гитарист», 1778; «Продавец посуды», 1779; «Игра в пелоту», 1779; «Раненый каменщик», 1786; «Деревенская свадьба», 1787; «Майский праздник в долине Сан Исидоро», 1788; «Игра в жмурки», 1791, и многие другие – все в Прадо). В конце 1790-х – начале 1800-х гг. создает портреты своих друзей и единомышленников (художник Ф. Байеу, 1795; ученый, публицист, общественный деятель Х. М. Ховельянос, 1797; жена Хосефа – все в Прадо; доктор Пераль, 1796, Национальная галерея, Лондон; посол Французской республики Ф. Гиймарде, 1798, Лувр; поэт Л. Моратин, Академия Сан Фернандо, Мадрид).
Пережитый им в конце 1790-х г. душевный кризис усугубляется потерей слуха в результате тяжелой болезни. Обличительная сила его творчества находит воплощение в знаменитой графической серии «Капричос» (1798). В формах трагического гротеска он выступает против мира зла и мракобесия, фанатизма и невежества масс, нравственных пороков общества. В «Капричос» нашли отражения отзвуки политической карикатуры Французской революции, народного испанского лубка, демонология средневековья и сатирические традиции испанской литературы «золотого века». Не имеет аналогий в традиции парадных официальных изображений написанный с необычайной живописной свободой «Портрет королевской семьи» (закончен в 1801, Прадо), где особы королевского дома подобны выстроенной в ряд застывшей толпе, заполняющей полотно от края до края. Внутренние связи между участниками торжественного собрания не выявлены, их взгляды разобщены, жесты мало связаны, во всем господствует напряженность и взаимная неприязнь. Светлое начало торжествует во фресковой росписи мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида (1798), представляющей собой новое слово в традиции монументально-декоративной живописи. В начале XIX в. в портретах Гойи проступают новые тенденции, близкие к художественным идеалам эпохи романтизма. Изображенные им люди отличаются энергией, уверенностью в своих силах, наделены ярко выраженными национальными чертами (портреты графа де Фернана Нуньеса, 1803, собрание герцогини де Фернан Нуньес, Мадрид; маркизы де Сан Адриана, 1804, Дворец провинциальной депутации, Памплона; Франсиско Хавьера Гойи, или «Юноша в сером», 1806, собственность наследников графини де Ноайль, Париж; Сабаса Гарсиа, ок. 1805, Национальная галерея, Вашингтон; актрисы Марии Росарио Фернандес, по прозвищу «Ла Тирана», 1802, Академия Сан Фернандо, Мадрид; актера Исидро Майкеса, 1807, Прадо; Хуана Антонио Льоренте, ок. 1810-1811, Музей Сан Паулу; Тибурсио Переса, 1820-е, Метрополитен-музей.
В картинах «Одетая маха» и «Обнаженная маха» (ок. 1802, Прадо) воплощен далекий от академических канонов, характерный для испанок тип чувственной женской красоты. Мировую известность получил живописный исторический диптих 1814, запечатлевший трагедию наполеоновского нашествия: «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая» (Прадо). Страстный отклик на драматические события современности – серия офортов из 82 листов, известная под названием «Бедствия войны», данным ей в 1863 г. Графическая параллель росписям Кинты – серия офортов «Диспаратес» («Пословицы», 1820-1823) с еще более сложной и мрачной символикой («Водоноска», 1810, Музей изобразительных искусств, Будапешт; «Похороны сардинки», ок. 1814, Академия Сан Фернандо, Мадрид; «Прогулка» или «Молодость», 1815, Музей изящных искусств, Лилль; «Кузнецы», Музей Фрик, Нью-Йорк; «Молочница из Бордо», 1828, Прадо), а в «Автопортрете с расстегнутым воротом» (1815, Прадо, Академия Сан Фернандо, Мадрид) предстает полным творческой воли.