греческий философ-неоплатоник, теоретик музыки, автор трактата «О музыке» в трех книгах. Трактат о музыке сохранился в 56 рукописях преимущественно XIV-XV вв. (одна рукопись датирована концом XII в.). Датировка трактата затруднена: terminus post quem – (критически) упоминаемый Аристидом Цицерон, terminus ante quem – Марциан Капелла, цитирующий Аристида в 9-й книге своего трактата «О бракосочетании Филологии и Меркурия». Согласно американскому ученому Т. Матисену, глубоко исследовавшему рукописные источники, научный метод и музыкально-теоретическое учение Аристида, трактат написан в конце III – начале IV вв. н. э. Трактат, состоящий из пролога, трех книг и эпилога, непохож на обычный учебник гармоники. Необычность его в причудливом соединении, с одной стороны, обычного для этого жанра специфически научного обзора категорий музыки (очевидна преемственность с ученой традицией Аристоксена), с другой стороны, ее расширенного философско-этического (не без влияния «Диалогов» Платона) обсуждения. В первой книге наряду с общеизвестными сведениями об интервалах и родах мелоса Аристид дает собственную классификацию музыки и развивает учение о 15 ладах (tropoi; наряду с пятью базовыми в это число входят их гипер- и гиповарианты) и ладовых метаболах. Нотация тропов (ладов) аналогична той, что известна нам по таблицам Алипия. Учение о ритмике и метрике обнаруживает параллели с Аристоксеном, но также с Гефестионом и Дионисием Галикарнасским. Ценность представляют также (редкие для античности) элементы учения о мелодии и связи ее со стихом (известно как Мелопея). Вторая книга исследует вопросы музыкального воспитания, главным образом в аспекте воздействия музыки на душу человека. Основные источники музыкальной этики Аристида – Платон, Аристотель и Плутарх. В третьей книге вводится пифагорейская музыкальная арифметика (в т. ч. кратко излагается деление монохорда), которую философ вписывает в контекст неоплатонической онтологии. Трактат не был известен в средневековой Европе (только в той мере, в какой ученые музыканты пересказывали главы из Марциана). Некоторый интерес к нему возник в эпоху Возрождения (впервые в трактатах Гафури и Салинаса) и барокко (Мерсенн, Кирхер). После фундаментальной публикации Мейбома (1652, с латинским переводом и комментарием) Аристид занял почетное место в пантеоне древних исследователей музыки.
Досье личности
АРИСТИД Квинтилиан
Имя латиницей: Aristides Quintilianus
Пол: мужской
Дата рождения: оценка 00.00.170
Дата смерти: оценка 00.00.245 Возраст (75)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Собака
География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.
Ключевые слова: знание, музыка, наука, писатель, философ.
Anno: 0200
АРИСТИД Квинтилиан
- АРИСТОКСЕН из Тарента (360 до н.э. - 290 до н.э.)
- АРИСТОТЕЛЬ (384 до н.э. - 322 до н.э.)
- ВАЛЛА Джорджо (1447 - 1500)
- ГАФУРИ Франкино (1451 - 1522)
- ГЕФЕСТИОН (356 до н.э. - 324 до н.э.)
- ДИОНИСИЙ Галикарнасский (70 до н.э. - 10 до н.э.)
- ЗЕНОДОР (математик) (190 до н.э. - 130 до н.э.)
- КАПЕЛЛА Марциан (473 до н.э. - 416 до н.э.)
- КИРХЕР Атанасиус (1602 - 1680)
- МЕРСЕНН Марен (1588 - 1648)
- ПЛАТОН (философ) (427 до н.э. - 347 до н.э.)
- ПЛУТАРХ (46 - 127)
- САЛИНАС Франсиско де (1513 - 1590)
- ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106 до н.э. - 43 до н.э.)