американский джазовый пианист, композитор, аранжировщик. Создатель знаменитого «Современного джазового квартета». Во время Второй мировой войны был призван в армию, где познакомился с джазовым барабанщиком Кенни Кларком. После войны, по рекомендации Кларка, устроился пианистом в оркестр Диззи Гиллеспи (1945). Одновременно начал учиться в Манхаттанской консерватории и окончил ее с двумя дипломами – пианиста и специалиста в области европейской классической музыки. Манера фортепианной игры Льюиса отчасти наследовала стилю Каунта Бейси, в котором долгая пауза была не менее значима, чем музыкальная фраза. Исподволь внутри оркестра Гиллеспи сформировался небольшой коллектив, состоявший из виброфониста Милта Джексона, барабанщика Кенни Кларка, контрабасиста Рея Брауна и пианиста Льюиса. В будущем эта четверка музыкантов превратилась в «Современный джазовый квартет», синтезировавший технику джазовой импровизации и традиции классической европейской камерной музыки. В конце 1940-х гг. ушел от Гиллеспи и несколько лет выступал вместе с корифеями джаза – Чарли Паркером, Лестером Янгом, Эллой Фицджералд, Майлзом Дейвисом. В начале 1950-х гг. четверка джазовых музыкантов начала совместные выступления и сделала первые записи – как «Квартет Милта Джексона». Вскоре по настоянию Льюиса квартет получил новое наименование. Тяга Льюиса к строгой классике проявлялась не только в его собственных музыкальных сочинениях или аранжировках, но и во внешнем антураже: он требовал от своих музыкантов появляться на сцене в смокингах и стремился выступать в концертных залах, а не в прокуренных джаз-клубах. Выработанный им исполнительский стиль нередко называли (не без иронии) «тихим», или «камерным джазом». Возглавляемый им квартет успешно просуществовал до 1970-х гг. Помимо участия в выступлениях и записях квартета, он отдавал много энергии другим джазовым проектам. Так, в 1958–1982 гг. был бессменным музыкальным директором Монтерейского джазового фестиваля. В 1962–1965 гг. руководил симфоджазовым коллективом «Оркестр – США», а в 1985–1992 гг. был музыкальным директором Американского джазового оркестра. Среди наиболее известных его сочинений такие джазовые стандарты, как «Джанго» и «2 градуса восточной долготы, 3 градуса западной долготы».
Досье личности
ЛЬЮИС Джон
Имя латиницей: Lewis John
Пол: мужской
Дата рождения: 03.05.1920
Место рождения: Ла-Грейндж, штат Иллинойс, США
Дата смерти: 29.03.2001 Возраст (80)
Место смерти: Нью-Йорк, США
Знак зодиака: Телец
По восточному: Обезьяна
География: СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА, США.
Ключевые слова: джаз, искусство, музыка, пианист, эстрада.
Anno: 1950
Джон ЛЬЮИС
- АСМУССЕН Свенд (1916 - 2017)
- БАБС Элис (1924 - 2014)
- БРАУН Рэй (1926 - 2002)
- БЭЙЗИ Каунт (1904 - 1984)
- ГАЗЛИНИ Джорджио (1929 - 2014)
- ГИЛЛЕСПИ Диззи (1917 - 1993)
- ГОНЗАЛЕС Пол (1920 - 1974)
- ДЕЙВИС Майлс (1926 - 1991)
- ДЖЕКСОН Милт (1923 - 1999)
- КЕЙ Конни (1927 - 1994)
- КЛАРК Кенни (1914 - 1985)
- КОУЛМЕН Орнетт (1930 - 2015)
- ЛОУЗ Хьюберт (1939 - )
- ЛЬЮИС Рэмси (1935 - )
- МАНГЕЛЬСДОРФ Альберт (1960 - 2005)
- МЕРРИЛ Хелен (1930 - )
- ПАРКЕР Чарли Берд (1920 - 1955)
- ПЕРКИНС Билл (1924 - 2003)
- ПОНТИ Жан-Люк (1942 - )
- ФИЦДЖЕРАЛД Элла (1917 - 1996)
- ЯНГ Лестер (1909 - 1959)
- Вл. Фейертаг. Джаз. ХХ век. - Санкт-Петербург, Скифия, 2001
- В. И. Бородулин. Всемирный биографический энциклопедический словарь. - Москва, Большая Российская энциклопедия, 1998
- ru.wikipedia.org