английский композитор и теоретик музыки эпохи барокко. Наиболее значительный (до Перселла) автор музыки для национального театра.
Детство и юношество связаны с (англиканским) кафедральным собором Эксетера, где он пел в хоре и учился музыке у Эдварда Гиббонса (брата известного композитора Орландо Гиббонса). В возрасте 18 лет ездил на континент в Гаагу, где вероятно был крещен в католики. Одно из первых музыкальных сочинений (совместно с Кристофером Гиббонсом, сыном Орландо) – маска «Купидон и смерть» (постановка 1653). Совместно с четырьми другими композиторами написал музыку к пьесе У. Давенанта «Осада Родоса» (постановка 1656), которая считается важной вехой в истории английской национальной оперы, а также к пьесам Давенанта «Жестокие испанцы в Перу» (1658) и «История сэра Фрэнсиса Дрейка» (1659). Стоял у истоков специфически английского жанра семиоперы; его перу принадлежат «Макбет» (1673, по трагедии Шекспира), «Зачарованный остров» (1674, по «Буре» Шекспира; Локк – автор инструментальных вступлений ко всем актам) и «Психея» (1675; танцевальную музыку написал Дж. Б. Драги). Помимо работы в музыкальном театре писал светскую инструментальную музыку, автор торжественного марша для коронации Карла II (1661), музыки для придворного духового оркестра, танцевальных сюит и другой музыки для консорта. Менее оригинальным считается вклад Локка в духовную музыку (написал двенадцать английских антемов и другие сочинения для англиканского богослужения, а также двенадцать латинских мотетов).
Ряд канонов Локка на латинские тексты вошел в его научный труд «Соображения по поводу недавней книги <...> Томаса Сэлмона» (1672), основная проблематика которого – полемика с музыкантом-любителем Т. Сэлмоном (1648-1706), предлагавшим реформировать музыкальную нотацию путем ее радикального упрощения. В 1673 г. издал книгу с псевдо-греческим заголовком «Melothesia», представляющий собой (первое английское) пособие для обучения инструменталистов новейшей технике игры basso continuo. В качестве моделей для упражнений Локк разместил собственную клавирную музыку (танцевальные сюиты и прелюдии), а также сочинения восьми других композиторов. На титульной странице он представляет себя как «ординарный композитор Его величества и органист капеллы Ее величества» (имеются в виду Карл II и его супруга Екатерина Брагансская). Влияние Локка музыковеды отмечают в ранней музыке Перселла, который, возможно, был прямым учеником Локка. В любом случае, оба английских композитора были несомненно знакомы, о чем свидетельствует элегия Перселла «На смерть дорогого друга, господина Мютью Локка» (Z 472). Перселл занял административно важный пост Локка (органист Вестминстерского аббатства) немедленно после кончины последнего.