древнегреческий правитель, второй коринфский тиран. Сын Кипсела и Кратеи. В 629 г. до н. э. унаследован власть отца Кипсела. Был женат на Мелиссе, дочери тирана Прокла из Эпидавра, внучке аркадского царя Аристократа II. Его репутация в античной традиции двойственная, как и у его отца. С одной стороны, он обычно причислялся к семи мудрецам; в этом качестве ему приписывается изречение: «размышление – все». С другой стороны, Геродот описывает его как тип злого тирана. Согласно его рассказу, сначала Периандр был милостив, но изменился из-за общения с тираном Милета Фрасибулом, который, срывая на поле самые высокие колоски, тем самым подал Периандру совет уничтожать всех выдающихся людей в городе. Геродот рассказывает, в частности, что он, случайно (в гневе) убив свою жену Мелиссу, затем пожелал доставить ей погребальные одеяния; с этой целью он велел всем коринфским женщинам собраться в храме Геры в праздничных нарядах, после чего их неожиданно окружили телохранители и раздели догола. Согласно Геродоту, его сын Ликофрон, узнав о причине смерти матери, перестал разговаривать с отцом. Против отца его настраивал и дед Прокл из Эпидавра. Периандр напал на Прокла и покорил Эпидавр, а сына сослал. Другой его сын – Эвагор, во главе колонистов, основал колонию Потидея. Еще одного сына – Николая – Периандр посадил править в покоренной Керкире. И когда Николай был убит на Керкире, он пошел войной на керикирян, победил их и, отобрав 300 сыновей знатнейших людей острова, послал их в Лидию для оскопления. А на острове он посадил своего племянника Псамметиха, от сводного брата Горга, которого он затем и сделал своим наследником в Коринфе.
Аристотель также называет Периандра «настоящим тираном, но человеком воинственным». В отличие от отца он окружил себя телохранителями; он запрещал собираться группами на площади, боясь заговоров; с той же целью – воспрепятствовать скоплению народа – запретил общественные праздники и частные пиршества и т. д.; он запретил приобретать рабов, предметы роскоши и заниматься беспорядочными половыми сношениями – меры, направленные прежде всего против аристократии. В то же время он начал чеканить монету, организовал территориальные филы вместо прежних родовых, ввел таможенные пошлины; он вновь подчинил Коринфу Керкиру, завоевал Эгину и Эпидавр, основал колонию Потидею (в Македонии) и Аполлония (на Черном море, в нынешней Болгарии), а также Амбракию (где некоторое время правил его племянник – Периандр). Он известен модернизацией и усовершенствованием Диолка, древнего корабельного (Истмского) волока через Коринфский перешеек – было создано что-то вроде рельсовой дороги из каменных плит с желобками, по которой корабли перевозили на повозках. Его строительство позволило получать сказочные барыши (и полностью отменить налоги в самом Коринфе), так как альтернатив в плавании через Грецию по сути не было: плавание вокруг Пелопоннеса, мимо мыса Малея было очень опасно. По обеим сторонам волока он построил гавани: Кенхреи в Сароническом заливе и Лехей в Коринфском.
Периандр был первым правителем, начавшим копать коринфский канал, но остановил свое начинание, уговоренный инженерами, указавшими ему на вероятное затопление большей части полуострова из-за разницы высот морей (по этой же причине были прерваны работы при римском императоре Нероне). Он, как и многие старшие тираны, покровительствовал искусствам, в частности знаменитому поэту и певцу Ариону; именно на пути в Коринф Арион пережил знаменитое приключение с дельфином. При помощи Ариона ввел в Коринфе как государственный культ Диониса. Правил в Коринфе почти 40 лет (с 627 по 585 гг. до н. э.); его охраняли 200 наемных солдат. При нем Коринф украсился прекрасными зданиями, при дворе тирана подолгу гостили знаменитые поэты. По одной из версий, скончался в одиночестве и печали. Племянник его продержался у власти всего несколько дней: коринфяне восстали и навсегда уничтожили у себя тиранию. Некоторые говорят, будто он не хотел, чтобы его могила была известна, и поэтому измыслил вот какую хитрость. Двум юношам он велел ночью выйти по указанной дороге и первого встречного убить и похоронить; потом велел четверым выйти за ними следом, убить их и похоронить; а потом еще большему отряду выйти за четверыми. После этого он сам вышел навстречу первым двум и был убит.