албанский и американский религиозный, общественный и политический деятель; епископ, один из основателей Албанской православной церкви, министр иностранных дел Албании (1921), премьер-министр Албании (1924), поэт, писатель.
Учился в греческой средней школе в Эдирне. В 1900 г., после короткого пребывания в Константинополе, поселился в Афинах, где ему удавалось подрабатывать переписчиком, суфлером и актером. Путешествуя с одной странствующей театральной труппой по греческим поселениям в восточном Средиземноморье, попал в Египет. Покинув труппу в Александрии, с марта 1903 по март 1905 гг. он работал преподавателем греческого языка, а также служил певчим сначала в Шибин-эль-Ком, а с марта 1905 по апрель 1906 гг. – в Эль-Файюме, где осела небольшая албанская колония. Владел 13 иностранными языками. Перевел на албанский язык Шекспира, Сервантеса, Омара Хайяма. Завязал отношения с албанской диаспорой и стал горячим сторонником албанского националистического движения.
В 1906 г. переехал в Бостон. Редактировал газеты и возглавлял политические организации. В 1907 г. собрание православных албанцев Новой Англии провозгласило автономию Албанской Православной Церкви в юрисдикции Русской православной церкви. Он стал ее первым священником: 9 февраля 1908 г. стал диаконом в Бруклине, а 8 марта 1908 г. – священником. Перевел с греческого на албанский язык Божественную литургию святого Иоанна Златоуста. Наряду с церковным служением вел активную общественную деятельность среди албанцев Америки. Став священником, продолжал активно участвовать в националистическом движении. В 1912 г. основал всеалбанскую Федерацию «Ватра», постепенно приобретавшую влияние в диаспоре и Албании. В связи с тем, что Православная церковь в Албании находилась под сильным влиянием Греции и противостояла национально-освободительному движению, он, вместе с группой албанских националистов, стремился к созданию независимой Албанской православной церкви. В том же году начал учиться в Гарвардском университете, окончил образование в 1912 г. Вернулся в Европу, чтобы бороться за независимость Албании, которую впервые посетил в 1913 г. В годы Первой мировой войны вернулся в США, возглавил албанскую диаспору. Благодаря его дипломатическим усилиям президент Вудро Вильсон поддержал международное признание независимой Албании (провозглашена в 1912), которая в 1920 г. была признана Лигой наций.
В ноябре 1918 г. принял монашеский постриг и стал архимандритом. В феврале 1919 г. на Втором Всеамериканском Церковном Соборе в Кливленде была создана Албанская православная епархия в рамках Североамериканской митрополии Русской Православной Церкви, в которую вошли приходы штатов регионов Новая Англия, Среднеатлантический и Великие озера. Ноли был избран ее епископом. Однако благословения на эту хиротонию Святейшего Патриарха Тихона получить не удалось из-за невозможности установления с ним связи в тяжелые послереволюционные годы.
В 1921 г. стал депутатом албанского парламента как представитель либеральной партии «Ватра». Краткое время занимал должность министра иностранных дел в правительстве Джафера Юпи. В 1922 г. первый Албанский православный собор провозгласил автокефалию Албанской церкви. 21 ноября 1923 г. был хиротонисан во епископа Корчинского. Был принципиальным сторонником полного отделения религии от политики. После того, как консерваторы убили либерального политика Авни Рустеми, произнес на его похоронах пламенную речь, которая привела к восстанию и бегству консервативного премьер-министра Ахмета Зогу. Хотя власть на краткое время перешла к другому консерватору, Шефкету Верладжи, вскоре тот также был вынужден бежать. Краткое время премьером был либерал Ильяс Вриони, а 17 июля 1924 г. премьером и регентом страны был назначен Ноли. Несмотря на попытки реформировать страну, «Программа из 12 пунктов» была непопулярна, и его правительство пало в результате переворота, организованного на Рождество 1924 г. группой сторонников Ахмета Зогу. Зогу поддержали остатки белой армии, нашедшие убежище в Югославии. Через две недели Зогу вернулся в Албанию, а Ноли бежал в Италию (на родине он был заочно приговорен к смерти).
Первое время после изгнания пытался создать за рубежом единый демократический фронт против диктатуры Зогу, который к тому времени провозгласил себя королем. Установил контакты с СССР, Коминтерном и Коммунистической балканской федерацией. В 1927 г. выступил на конгрессе «друзей Советского Союза» в Москве с восторженной речью. Долго скитался по миру, прежде чем в 1932 г. вернулся в США с репутацией опасного большевика. В возрасте 53 лет поступил в Бостонскую консерваторию. В 1945 г. получил в Бостонском университете степень доктора философии за диссертацию о Скандербеге, которому посвятил также рапсодию. Изучал и преподавал византийскую музыку, активно участвовал в деятельности Албанской православной церкви. Написал книгу о Бетховене. Последнюю высоко оценил Бернард Шоу, сказав, что в ней виден «почерк первоклассного критика и биографа». В 1939 г., после оккупации Албании Италией, Зог предложил Ноли стать премьером правительства в изгнании, но политик отказался. После 1944 г. установил контакты с режимом Энвера Ходжи, возникшим в Албании после Второй мировой войны, убедил американское правительство признать новый режим. Однако на предложение коммунистического правительства вернуться ответил отказом, сославшись на занятость делами своей епархии. Его именем назван албанский университет в Приштине.