римский писатель, филолог, философ-неоплатоник, теоретик музыки. Был, вероятно (поскольку биографические данные отсутствуют), высоким государственным чиновником, связанным с группой римской чиновной аристократии, которая под предводительством Симмаха в сенате отстаивала веру в языческих богов и стояла на страже традиционной греко-римской культуры. Авиан посвятил ему свои рассказы. Для своего сына Евстахия Макробий написал «Комментарии ко сну Сципиона», обширный комментарий к выписке из кн. VI «О государстве Цицерона», в котором римский полководец Сципион Африканский во сне путешествует по просторам космоса, посещает иные миры и видит будущее. Макробий интерпретирует сон Сципиона в духе неоплатонической философии, опираясь прежде всего на комментарий Порфирия к «Тимею» Платона, и в связи с ним рассуждает о гармонии космоса, о Мировой душе, магическом значении чисел, пророчествах, толковании сновидений и т. п. Его комментарий не только донес до нас обширный фрагмент произведения Цицерона «О государстве», но стал важным источником изучения философии неоплатоников, с которой средневековье познакомилось именно благодаря Макробию. Его важнейшим произведением были «Сатурналии» (разговоры в период Сатурналий) в 7 книгах, не все из которых сохранились полностью. Задачей Макробия было донести до сына большой запас сведений, почерпнутых у греческих и римских авторов, имена которых часто не названы, но прежде всего – Плутарха и Геллия. Эти сведения он изложил в форме литературного симпосиона, картину которого Платон представил в Пире. Самые выдающиеся представители тогдашней римской интеллигенции, среди них оратор Аврелий Симмах, разговаривают между собой в доме сенатора Веттия Агория Претекстата в канун и в течение первых трех дней Сатурналий (отсюда название произведения), традиционных римских праздников, отмечаемых в декабре. Собеседники обсуждают среди прочего происхождение и развитие Сатурналий, римский календарь, мифологические и религиоведческие вопросы; рассказывают забавные истории. Процитированный при случае стих Вергилия оповещает о том, что темой дальнейших рассуждений выбрана ученость Вергилия. Так, в кн. III-VI отдельные собеседники, в соответствии со своими вкусами, поднимают различные аспекты проблематики Вергилия, в избытке иллюстрируя выводы цитатами из древних авторов: их интересуют вопросы из области астрологии и философии, знание священного права, искусства ворожбы, риторического искусства, а также отношение Вергилия к греческим поэтам, особенно к Гомеру, равно как и к римским предшественникам, интерпретация отдельных стихов и другие мелкие вопросы. Все это переплетается с рассказами о ничтожных предметах. Макробий не является оригинальным исследователем, он лишь собирает и объединяет чужие мысли. Но таким образом он сохранил для нас множество отрывков из различных древних авторов, произведения которых утрачены, например из Энния. Преклонение перед Вергилием, который к тому времени уже стал классиком литературы, доминирует у собеседников над конкретным анализом его поэзии. Несмотря на некоторые неточности, произведение Макробия представляется важным документом истории исследований творчества Вергилия. Только по позднейшим выдержкам нам известно произведение Макробия «Различия и сходство латинского и греческого глагола», пересказ которого традиционно, но не вполне достоверно приписывается Иоанну Скоту Эриугене.
Досье личности
МАКРОБИЙ Амвросий Феодосий
Имя латиницей: Ambrosius Theodosius Macrobius
Пол: мужской
Дата рождения: реконструировано 00.00.360
Дата смерти: реконструировано 00.00.410 Возраст (50)
Знак зодиака: Неизвестно
По восточному: Обезьяна
География: РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ.
Ключевые слова: знание, литература, музыка, наука, писатель, философ.
Anno: 0400
Амвросий Феодосий МАКРОБИЙ
- АВИАН (420 - 490)
- АВЛ Геллий (130 - 180)
- ВЕРГИЛИЙ (70 до н.э. - 19 до н.э.)
- ВЕТТИЙ Агорий Претекстат (315 - 384)
- ГНЕЙ Корнелий Сципион Азина (280 до н.э. - 230 до н.э.)
- ГОМЕР (780 до н.э. - 712 до н.э.)
- ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (810 - 877)
- КВИНТ АВРЕЛИЙ СИММАХ (340 - 402)
- КВИНТ ЭННИЙ (239 до н.э. - 169 до н.э.)
- ПЛАТОН (философ) (427 до н.э. - 347 до н.э.)
- ПЛУТАРХ (46 - 127)
- ПОРФИРИЙ (философ) (233 - 304)
- ПУБЛИЙ Корнелий Сципион Африканский Старший (235 до н.э. - 183 до н.э.)
- СЕРВИЙ (330 - 400)
- ЦИЦЕРОН Марк Туллий (106 до н.э. - 43 до н.э.)
- АФОРИЗМЫ, ИСТОРИИ, АНЕКДОТЫ
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2006
- ru.wikipedia.org
- ancientrome.ru
- www.krugosvet.ru