СКОТ ЭРИУГЕНА ИОАНН
английский выдающийся философ Средневековья. Один из ярчайших представителей Каролингского возрождения. Ирландец по происхождению. В 847 г., он был призван ко двору Карла Лысого, где руководил придворной школой. Был одним из самых образованных людей своего времени, помимо преподавания он занимался переводами на латинский язык сочинений греческих отцов Церкви (Максима Исповедника, Псевдо-Дионисия Ареопагита и др.). Именно во время этой работы он познакомился с идеями неоплатонизма. В своей самой значительной работе «О разделении природы» истолковывает христианство с точки зрения неоплатонизма. Он выделяет четыре природы: природу не сотворенную, но творящую (Бог-Творец), сотворенную и творящую (небесные идеи (в формулировке Платона), по которым создается все творение), сотворенную и не творящую (Мир, Вселенная, включая человека) и, наконец, природу не сотворенную и не творящую (Бог как последний предел в возвратном движении, как Конечная Причина). Следуя и дальше неоплатоническим идеям, пришел к тому, что творения – это эманация от Бога. В вопросе о соотношении разума и веры в христианстве исходил из постулата, что в религии не может быть ничего не согласующегося с разумом, ведь источник и разума и Священного Писания, лежащего в основании религии, один – божественная мудрость. Следовательно, возможно познание Бога при помощи разума, ведомого верой. Философское учение не нашло отклика у современников во многом из-за того, что его работы находились в стороне от основной линии развития схоластической философии. Фактически «открытие» его произведений приходится на ХII в., но уже в ХIII столетии в его учении были усмотрены элементы пантеизма (отождествление Бога и природы), работа «О разделении природы» была осуждена церковью на поместном соборе в Париже в 1210 г. и папой Гонорием III в 1225 г.