французская писательница, одна из звезд Прекрасной эпохи, член Гонкуровской академии с 1945 г.
Дочь офицера, родилась и выросла в Бургундии. В 1893 г. вышла замуж за популярного в ту пору писателя, журналиста, музыкального критика Анри Готье-Виллара, известного под псевдонимом «Вилли». Он ввел ее в литературные и артистические круги столицы, но при этом беззастенчиво использовал в качестве «литературного негра»: с 1896 г. написала для него серию автобиографических романов о Клодине, которые он опубликовал под своим именем-псевдонимом.
Под собственным именем-псевдонимом она начала печататься лишь в 1904 г. Отдаляясь от мужа и ища собственный путь, с 1906 г. стала выступать в мюзик-холле, в театре Мариньи, Мулен Руж и др. Тогда же она развелась с мужем, пережила несколько романов с женщинами (в т. ч. – художницей, писательницей и актрисой Матильдой де Морни, маркизой де Бельбеф, известной в полусвете под именем Мисси, актрисой и певицей Эмили-Мари Бушо, выступавшей под псевдонимом Полер) и мужчинами (среди них – Габриэле д`Аннунцио, известный боксер и плейбой Огюст-Олимп Эрио и др.). Ее откровенный поцелуй с Матильдой де Морни в пантомиме «Египетский сон» (1907) на сцене Мулен Руж наделал в столице много шума и вызвал вмешательство префекта полиции. В 1912 г. вышла замуж за политика и журналиста, барона Анри де Жувенеля, родила ему дочь. Завела роман с его семнадцатилетним сыном, будущим политиком и журналистом Бертраном де Жувенелем. В 1923 г. развелась и с этим мужем.
Во время Первой мировой войны деятельно помогала раненым. Дружила и сотрудничала с Морисом Равелем, написала либретто для его оперы-балета «Дитя и волшебство» (премьера в 1925). Дружила с супругой Альберта I, королевой Бельгии Елизаветой, актрисой Маргаритой Морено (их переписка опубликована в 1959), писательницей Натали Барни, ссорилась с Лианой де Пужи. В 1935 г. вышла замуж за Мориса Гудеке (после смерти писательницы он написал о ней биографическую книгу). На время Второй мировой войны переселилась в деревню в департаменте Коррез, оставила дневник военных лет «Вечерняя звезда» (1946). После войны поселилась в Пале-Рояле, среди ее соседей был Жан Кокто, с которым она сблизилась еще в 1920-х гг. В последние годы жизни страдала от жестокого артроза и не покидала кровати, которую называла «кровать-плот». Слава писательницы к тому времени была уже очень велика. После ее смерти Французская республика устроила ей официальные похороны (католическая церковь отказалась совершать погребальный обряд над умершей как разведенной). Ее останки покоятся на кладбище Пер-Лашез. Послевоенные годы – время национального признания Колетт. В 1948-1950 гг. вышло собрание ее сочинений в 15-ти томах, в целом она выпустила около 50 книг. Была избрана членом Гонкуровской академии (1945), в 1949 г. стала ее президентом. Кавалер Ордена Почетного легиона (1953). В 1966 г. площадь в Париже перед зданием Комеди-Франсез была названа ее именем.
В настоящее время является классиком французской словесности. Однако она – не только крупная, по нынешний день популярная писательница, но и яркая символическая фигура женщины новейшего времени. Не зря Ю. Кристева посвятила ей один из трех томов монографии о выдающихся женщинах XX в. Многие романы писательницы, начиная с 1913 г., были экранизированы. Среди режиссеров, обращавшихся к ее книгам, – Марк Аллегре, Макс Офюльс, Марсель Л`Эрбье, Роберто Росселлини, Эдуард Молинаро, Клод Отан-Лара, Жак Деми, Каролина Юппер. Пьеса по роману «Жижи» (1951, в заглавной роли – Одри Хепберн) имела длительный успех на Бродвее, как и поставленный Винсенте Минелли одноименный мюзикл с Морисом Шевалье, Луи Журданом и Лесли Кэрон (1958, получил девять Оскаров). Очередную экранизацию ее романа «Шери» с Мишель Пфайффер и Рупертом Френдом создал Стивен Фрирз (2009). О писательнице сняты фильмы Янник Беллон (1950, документальный), Денни Хьюстона (1991, игровой, в роли Колетт – Матильда Мей, в роли Вилли – Клаус Мария Брандауэр), Надин Трентиньян (2003, телевизионный, в роли Колетт – Мари Трентиньян, по ходу съемок она погибла).