русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства. Брат П. В. Киреевского. Полкчил домашнее образование. В 1824 г. поступил на службу в Московский архив иностранной коллегии и вступил в Общество любомудров, которое вскоре было распущено после поражения декабристов. В 1828 г. в «Московском вестнике» появляется его статья «Нечто о характере поэзии Пушкина», в которой он первым обращает внимание на народность и самобытность пушкинской поэтической музы. В статье «Обозрение русской словесности за 1829 год» указывает на значение для русской литературы деятельности Н. Новикова, имя которого в то время находилось под запретом. В 1830 г. едет в Германию, встречается с Шеллингом и Гегелем, слушает лекции Л. Окена и Ф. Шлейермахера, Риттера и Шорна. Вернувшись в Россию в 1832 г., предпринимает издание журнала «Европеец», призванного связать русскую культуру с европейской. Эту идею поддержали лучшие русские литераторы, в частности сам А. Пушкин. Однако уже после второго номера журнал был запрещен, поводом к чему послужили статьи Киреевского «"Горе от ума" - в Московском театре» и «XIX век». Автор был объявлен неблагонадежным, и от ссылки его спасло только заступничество Жуковского. В 1839 г. начинается второй период его деятельности, связанный со становлением и развитием славянофильства. Принял участие в дискуссии между славянофилами и западниками, осуждая крайние позиции К. Аксакова и А. Хомякова (статья «В ответ А. С. Хомякову»). В эти годы он пробует силы в прозе (рассказ «Царицынская ночь», роман «Две жизни», повесть «Остров»). В 1845 г. становится неофициальным редактором журнала «Москвитянин», издававшегося М. Погодиным, но из-за разногласий с ним выпустил только три номера. Продолжая разрабатывать проблему национальной самобытности русской культуры, публикует в славянофильском «Московском сборнике» статью «О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России». В «Русской беседе» (1856) была напечатана его последняя статья «О необходимости и возможности новых начал для философии». Н. Чернышевский в 1860-е гг. сказал о нем, что в нем «...была жажда истины, он пробуждал в других деятельность мысли. Потому он был полезен и нужен у нас».
Досье личности
КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич
Имя латиницей: Kireevskij Ivan Vasil`evich
Пол: мужской
Дата рождения: 03.04.1806
Место рождения: Москва, Россия
Дата смерти: 23.06.1856 Возраст (50)
Место смерти: Петербург, Россия
Знак зодиака: Овен
По восточному: Тигр
География: РОССИЯ.
Ключевые слова: знание, критик, литература, наука, основатель, публицист, философ.
Anno: 1850
Иван Васильевич КИРЕЕВСКИЙ
- АКСАКОВ Константин Сергеевич (1817 - 1860)
- ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1830)
- ГОЛИЦЫН Сергей Григорьевич (1803 - 1868)
- КИРЕЕВСКИЙ Петр Васильевич (1808 - 1856)
- КОШЕЛЕВ Александр Иванович (1806 - 1883)
- НОВИКОВ Николай Иванович (1744 - 1818)
- ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович (1803 - 1869)
- ОКЕН Лоренц (1779 - 1851)
- ПОГОДИН Михаил Петрович (1800 - 1875)
- ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 - 1837)
- РИТТЕР Иоганн Вильгельм (1776 - 1810)
- ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804 - 1860)
- ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828 - 1889)
- ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм Йозеф (1775 - 1854)
- ШЛЕЙЕРМАХЕР Фридрих (1768 - 1834)
21.02.2011
В 1830 году в связи с опубликованием одной из первых статей И. Киреевского Пушкин заметил: ". . .Там, где двадцатитрехлетний критик мог написать столь занимательное, столь красноречивое Обозрение словесности, там есть словесность - и время зрелости оной уже недалеко"
http://rusology.narod.ru/thought/kireevsky/kireevsky_index.htm