итальянский мастер музыкальных инструментов. С 1716 г. хранитель коллекции музыкальных инструментов герцога К. Медичи. В 1688 г. переехал во Флоренцию и стал работать при дворе принца Фердинандо III Медичи. Активно занимался изобретательством. Серьезно усовершенствовал клавесин. Начало его работы по созданию фортепиано датируется не позднее чем 1698 г. Созданная им в 1726 г. модель фортепиано конструктивно практически не отличается от современных моделей. Придумал извлекать звуки из клавесина не дерганием за струны, как это было принято, а битьем по ним небольшими молоточками. Этот способ звукоизвлечения позволил менять громкость во время игры. Инструмент, на котором можно играть громче и тише стали так и называть «gravicembalo col piano е forte». Позже это длинное название сократили до слова «фортепиано». Фортепиано отличался от своих предшественников еще и тем, что мог издавать не только тихие и громкие звуки, но и делать доминуэндо и крещендо, а также постепенно или внезапно менять динамику. Первая пьеса для фортепиано, в которой около нот было написано играть их тише или громче, была написана Людовиком Густини в 1732 г. Особенно популярным фортепиано стало в период классицизма, когда его стали широко использовать для концертного исполнения и домашнего музицирования. Именно в этот период появился новый музыкальный жанр – сонаты. Самими яркими композиторами этого жанра были Моцарт и Клемент. Фортепиано просто идеально подходило для исполнения сонат. Появление данного инструмента повлияло на репертуар оркестров и ансамблей. В период классицизма стал весьма популярен такой жанр, как концерт для фортепиано с оркестром. Благодаря своим динамическим возможностям, фортепиано стало одним из сольных инструментов и заняло центральное место в европейских концертных залах. В эпоху романтизма стали очень популярны произведения для фортепиано, написанные для четырех рук, а из самого инструмента стали извлекать до 20 звуков, порождая тем самым новые краски. На этот период приходится творчество Шумана, Бетховена, Шопена и Листа. Появление фортепиано стало большим событием в истории европейской культуры и существенно повлияло на характер всей европейской музыки. Механика фортепьяно продолжала совершенствоваться позднее Г. Зильберманом и др.
Досье личности
КРИСТОФОРИ Бартоломео
Имя латиницей: Bartolomeo Cristofori di Francesco
Пол: мужской
Дата рождения: 04.05.1655
Место рождения: Падуя, Италия
Дата смерти: 27.01.1731 Возраст (75)
Место смерти: Флоренция, Италия
Знак зодиака: Телец
По восточному: Коза
География: ИТАЛИЯ.
Ключевые слова: дело, изобретатель, конструктор, музыка.
Anno: 1709
Бартоломео КРИСТОФОРИ
- БЕТХОВЕН Людвиг ван (1770 - 1827)
- ЗИЛЬБЕРМАН Готфрид (1683 - 1753)
- КЛЕМЕНТ Франц (1780 - 1842)
- ЛИСТ Ференц (1811 - 1886)
- МОЦАРТ Вольфганг Амадей (1756 - 1791)
- ШОПЕН Фредерик Франчишек (1810 - 1849)
- ШРЕТЕР Кристоф Готлиб (1699 - 1782) (Кристоф Готлиб ШРЕТЕР независимо от Бартоломео КРИСТОФОРИ изобрел фортепиано)
- ШУМАН Роберт Александер (1810 - 1856)
- http://ru.wikipedia.org
- Б. С. Штейнпресс. Энциклопедический музыкальный словарь. - Москва, Советская энциклопедия, 1966
- В. И. Бородулин. Всемирный биографический энциклопедический словарь. - Москва, Большая Российская энциклопедия, 1998
- http://www.elite-home.narod.ru
- http://accordpiano.ru