Досье личности

Ценность: 2,5 (14)

Симпатия: 2,5 (14)

дата обновления - 2018-02-20

просмотров - 6

ЭПИКТЕТ (философ)

Имя латиницей: Epiktetus

Пол: мужской

Дата рождения: приблизительно 00.00.72

Дата смерти: 00.00.138 Возраст (66)

Знак зодиака: Неизвестно

По восточному: Обезьяна

География: БАЛКАНЫ, ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ, СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ.

Ключевые слова: знание, наука, философ.

Anno: 0100

ЭПИКТЕТ (философ)

древнегреческий философ, крупный представитель Поздней Стои. В юности был рабом Эпафродита, фаворита Нерона, потом вольноотпущенник. Получив свободу, жил в бедности. В 89 г. вместе с другими философами был выслан Домицианом из Рима и поселился в Никополе (Эпир), проповедуя учение кружку слушателей (в числе которых был историк и географ Флавий Арриан, записавший беседы Эпиктета). Основал в Никополе философскую школу. В 70-х – начале 80-х гг. слушал беседы Музония Руфа. Проповедовал идеи стоицизма: основная задача философии – научить различать то, что сделать в наших силах и что нет. Нам неподвластно все находящееся вне нас, телесное, внешний мир. Не сами эти вещи, а только наши представления о них делают нас счастливыми или несчастными; но наши мысли, стремления, а следовательно, и наше счастье подвластны нам. Все люди – рабы единого Бога, и вся жизнь человека должна находиться в связи с Богом, что делает человека способным мужественно противостоять превратностям жизни. Сам он не писал трактатов. Выдержки из его учения, известные под названиями «Беседы» и «Руководство» сохранились в записи его ученика Арриана. Умер, видимо, при Адриане (возможно, в Риме). На его могиле была выбита эпитафия: «Раб Эпиктет, хромой и бедный, как Ир, друг бессмертных».

Афоризмы (40)
Медиа (0)
Связи (15)
Источники (4)
Факты (1 )

19.02.2011 Ю.А.Белецкий

Учение. Основные мотивы, характерные для Сенеки, заметны и у Эпиктета. Теория для него — нечто вторичное; она никогда не излагается в «чистом» виде и растворена в многочисленных паренетических топах. Вне этики Эпиктет довольствуется старыми догмами и, более того, провозглашает «возврат к истокам», в частности, к Хрисиппу (особенно это касается физики, сведенной к психологии и учению о промысле). Натурфилософские интересы у Эпиктета практически отсутствуют, а логика рассматривается как средство для избежания ошибок или демонстрации причинных связей. Основное значение приобретает практическая этика, излагаемая в виде прочувствованной проповеди, порой с заметными элементами кинизма. Философствование начинается с сознания собственного бессилия. Задача философии — врачевать больную душу и учить человека знанию о благе и зле, а также управлению страстями. Важнее всего - «правильное пользование представлениями». Резче, чем кто-либо из стоиков, Эпиктет подчеркивает момент внутренней независимости, свободы выбора по отношению к представлениям. Человек всегда может оценить представление и сказать: «Это меня не затрагивает». Сама возможность выбора — единственное внутреннее благо, «то, что от нас зависит», «мое»: «Меня заботит только мое, неподвластное помехам и по природе свободное. В этом для меня сущность блага. А все остальное пусть будет, как будет — мне безразлично». Однако абсолютизация выбора не означает торжества формального принципа, ибо конечная цель остается материально определенной: аскетическая готовность ко всему, — излюбленная тема Эпиктета. Желая стать «из человека богом», «терпи и воздерживайся», но выход всегда есть — «дверь тебе открыли». Многие мотивы паренетики Эпиктета так же близки христианскому сознанию, как и мироощущение Сенеки: в 7 в. появилось переложение «Руководства» для нужд монастырской жизни, приписываемое Нилу Анкирскому; еще раньше «Руководство» использовалось неоплатониками как учебный текст (Симпликий). Эпиктет оказал значительное влияние на европейскую моралистику.
Обсуждение
comments powered by HyperComments
Наверх