российский и украинский художник и художник-постановщик кино, педагог, профессор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940), лауреат Сталинской премии второй степени (1951).
В 1914 г. окончил архитектурное отделение Киевского художественного училища, в 1927 г. – полиграфический факультет ВХУТЕМАСа. С 1921 г. работал в театре, с 1927 г. – в кино. С 1928 г. преподавал, с 1940 г. – во ВГИКе. Профессор (1965). Для его творчества характерно стремление к монументальным образам. Его декорации выразительны, лаконичны. Художник стремился к обобщенности, эмоциональной выразительности обстановки действия. В качестве художника-постановщика сделал более 60 художественных фильмов. Выступал и как театральный художник. Работал с режиссерами А. П. Довженко, С. М. Эйзенштейном, М. И. Роммом, Г. Л. Рошалем, Ю. Я. Райзманом и С. И. Юткевичем.
Среди его наиболее значительных фильмов: «Арсенал» (1928, режиссер А. Довженко), «Пышка» (1934, М. Ромм), «Петербургская ночь» (1934, Г. Рошаль и В. П. Строева), «Зори Парижа» (1936, Г. Рошаль), «Александр Невский» (1938, С. Эйзенштейн и Д. Васильев), «Иван Грозный» (1944-1945, С. Эйзенштейн), «Заговор обреченных» (1950, М. Калатозов), трилогия «Сестры», «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро» (1957-1959, Г. Рошаль).